на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




ЕСТЬ ТАКОЙ ИНСТИТУТ
Автор: Аркадий ПИНЧУК, заслуженный работник культуры.   

«Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше -
И ужас режет души пополам...»
В.Высоцкий.

Мы никогда не забудем этот день и час... Страна буквально вздрогнула, когда перед ней открылась картина разыгравшейся в Баренцевом море трагедии гибели атомного подводного ракетного крейсера «Курск». Растерянность правительства и руководителей различных ведомств породили в народе поток сколь недоуменных, столь и нелицеприятных вопросов: почему бездействуют наши аварийно-спасательные службы? способны ли они без иностранной помощи спасти погибающих под водой моряков? имеется ли в их распоряжении необходимая техника и подготовленные для таких операций специалисты? и вообще - есть ли в России какой-нибудь научно-исследовательский институт, который бы занимался подобными проблемами? Последующие события, связанные с подъемом АПРК «Курск», дали вполне конкретные ответы на подобные вопросы. Есть у нас такой институт и все необходимое для поисково-спасательных работ есть. Все, оказывается, у нас исследовалось, проектировалось, испытывалось и даже строилось. Мало того, успешно зарекомендовало себя в беспрецедентных операциях по спасению, например, экипажа аварийной подлодки С-178; при поиске и подъеме затонувшей подводной лодки С-80 с глубины 200 метров на Северном флоте; во время судоподъемных работ на Камчатке и Сахалине, на Балтике и Каспии; при спасении теплохода «Адмирал Макаров», при масштабных водолазных работах в Арктике, при расчистке портов и фарватеров в республике Бангладеш... Военно-Морской Флот страны располагал уникальными спасательными подлодками типа «Ленок», мощнейшими плавучими кранами, водолазными и спасательными судами, опытными кадрами. Все это было загублено в процессе бездумного реформирования флота. Спасательные подлодки, лишенные экипажей, поржавели у причальных стенок, тяжелые краны проданы за бесценок за рубеж, уникальные специалисты разбежались в поисках хлеба насущного... К счастью, из этого реформаторского шторма удалось благополучно выплыть Государственному научно-исследовательскому институту аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ МО РФ, и в эти дни он отмечает свое 60-летие. Учреждение это уникально по многим параметрам: по решаемым задачам, по научным и экспериментальным достижениям, по своей недолгой, но яркой биографии. 

Image 
Почему было так растревожено общественное сознание россиян в дни поисково-спасательных работ на АПРК «Курск»? Почему в течение нескольких недель люди буквально не отходили от экранов телевизоров, боясь пропустить малейшие детали операции? Вчитывались в каждую заметку, прислушивались к каждому слову, перечитывали все, что было ранее написано о подводниках в художественных и научных изданиях. Конечно же, не утихала боль за гибнущих ребят, за нашу беспомощность. Но была, на мой взгляд, и еще одна неожиданно серьезная причина. Людям вдруг открылось существование бездны, жестокая враждебность водной среды, непредсказуемость глубин гидрокосмоса.
То самое море, к ласковым волнам которого мы привыкли в дни отдыха на морских пляжах, воспетое поэтами и музыкантами всех времен, удивляющее своими красками на живописных полотнах великих мастеров кисти, вдруг удивило мир своей жестокостью, своим могуществом и непостижимостью скрытых глубин стихии. Далекие от истинных проблем, связанных с постижением этой бездны, люди веками свыкались с мыслью, что море давно приручено, что эта стихия покорена человеком. Откуда же вдруг такая непокорность?! Откуда такая жестокая мстительность?
«Водная стихия во все времена была жестокой и мстительной, - сказал в свое время знаменитый флотоводец вице-адмирал С.О.Макаров, готовя экипаж к плаванию в северных широтах на ледоколе «Ермак», - оно никогда не прощало ошибок и пренебрежительного отношения к себе. Уважать море - значит постигать его норов, быть готовым к любым неожиданностям».
Впрочем, эта формула известна морякам всего мира, ибо за ошибки приходилось платить ушедшими на дно кораблями и жизнями их экипажей. Стремление постичь норов водной стихии с незапамятных времен заставляло человека погружаться под воду, изучать возможности работы на глубине, возможности поднимать затонувшие корабли, спасать людей.
С неё, можно сказать, начиналась и славная биография названного выше научно-исследовательского учреждения.
Назову лишь главные вехи: в мае 1882 года создана Кронштадтская водолазная школа; в июне 1919 года Ленин подписал декрет о национализации водолазного имущества; в 1923 серией приказов по ОГПУ создана Экспедиция подводных работ особого назначения - легендарный ЭПРОН; май 1931 года -начинает готовить кадры Балаклавский морской водолазный техникум ЭПРОНА.
Все задачи страны по обеспечению подводных и аварийно-спасательных работ во многом легли на плечи аварийно-спасательной службы ВМФ СССР, созданной на базе ЭПРОНА с первых дней войны.
Возросшее количество боевых повреждений кораблей, судов и подводных лодок в конце Великой Отечественной войны, необходимость научно-обоснованной программы работ по расчистке портов от затопленных судов, потребность в новой поисково-спасательной технике и технологии аварийно-спасательных работ потребовали создания соответствующего НИИ. Поэтому в 1944 году циркуляром Главного Морского Штаба начато реформирование НИИ аварийно-спасательной службы ВМФ. В январе 1945 года были объявлены штаты института и с этого месяца начал отсчет своего существования Государственный НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ МО РФ, который располагается неподалеку от Петербурга.
С первых дней создания этого учреждения на его сотрудников, среди которых было больше практиков, чем ученых, легли сложные, порой непосильные задачи. Ведь подъем каждого затонувшего судна требовал тщательно проработанного и точно рассчитанного проекта, а считать приходилось на механическом арифмометре и логарифмической линейке. При этом сроки подготовки таких проектов даже по сегодняшним возможностям считаются запредельными. Нередко выручала русская смекалка. Например, при подъеме лайнеров «Ганза» и «Гамбург» разработчики проектов предложили целый комплекс настолько смелых и новаторских решений, что были удостоены звания лауреата Сталинской премии. Такую же награду в 1951 году получила группа специалистов НИИ за создание глубоководного гелио-кислородного водолазного снаряжения ГКС-3, которое позволило освоить доселе недоступные двухсотметровые глубины. А спустя пять лет группа водолазов с помощью этого снаряжения на Каспийском море уже работала на глубине 300 метров.
Необходимо отметить, что судьба у этого научного учреждения была со дня его создания весьма зигзагообразной. В результате различных реформирований институт знал взлеты и падения, входил в состав другого НИИ, как управление; именовался то судоподъемным Бюро, то Гидрокомпрессионной станцией, то научно-исследовательской лабораторией, то испытательным центром. Но освоение Мирового океана настоятельно требовало создания новых судов и технических средств для проведения глубоководных работ, комплексного подхода к задачам поисково-спасательного обеспечения, а справиться с такими задачами мог только четко выраженный НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ с государственным статусом в составе Министерства обороны.
Уже с первых дней своего существования институт зашагал широко и целеустремленно. Здесь отчетливо понимали, с чем может столкнуться нарождающийся в стране мощный и современный флот. Благодаря заметному вкладу НИИ в стране за четыре года /1958-1962/ создается экспериментальная спасательная лодка 666 проекта с самоходным спасательным аппаратом, не имеющим аналогов в мире. Созданы наблюдательная и рабочая камеры, способные обеспечить работу водолазов на глубинах до 500 метров. К концу восьмидесятых появились уникальные спасательные аппараты с глубиной погружения до 500 метров, поисково-обследовательские аппараты с телевизионным управлением «Дельфин ТМ», «Трепанг-2», «Рапан». Институтом подготовлены новые новаторские проекты.
Увы, ограниченное финансирование Министерства обороны РФ не позволяет и по сей день реализовать эти предложения в полном объеме. В противном случае нам бы не пришлось выбрасывать миллионы долларов за иностранную помощь при подъеме того же АПК «Курск». Скупой, как известно, платит дважды.
Совсем недавно стихия вновь напомнила человечеству о своей неизмеримой, непознанной силе, вытолкнув из океанской бездны разрушительный вал цунами и унеся сотни тысяч человеческих жизней. Что там произошло на недоступных глубинах - мы можем только догадываться, выстраивать гипотезы. А нам необходимо знать точно, необходимо постигать шаг за шагом неразгаданные тайны бездны, необходимо искать пути, по которым человек сможет опуститься на неосвоенные доселе горизонты. И не только спуститься, но и работать там.
Институт над этой проблемой трудится уже не одно десятилетие. Обусловлена она множеством факторов и противоречивых условий. Если защитить водолаза от сверхвысокого давления жестким стальным скафандром, он не сможет работать. Чтобы стихия не раздавила человека, он должен быть накачан, как футбольный мяч. Но воздух, которым мы дышим на земле, под давлением теряет свои качества. Чистый кислород в названных условиях становится убийственно опасным. До сих пор не ясны до конца пределы человеческих возможностей пребывания на больших глубинах. Через какое время могут последовать необратимые изменения в организме? Сколько часов или суток надо поднимать водолаза на поверхность, чтобы его внутреннее давление сравнялось с наружным? Я умышленно упрощаю суть этих вопросов, чтобы они были доступнее читателю. На самом же деле все куда как сложнее, все таит в себе множество самых неожиданных загадок. Все требует научного поиска и экспериментального закрепления результатов.
Однако было очевидно, что проведение физиологических исследований, отработка методик спусков и режимов декомпрессии водолазов, испытания снаряжения в морских условиях является очень дорогостоящим, сложным в организационном плане мероприятием, зависящим от метеорологических условий на море, а потому трудно прогнозируемым как по срокам, так и по материальным затратам. Жизнь подсказывала, что для проведения экспериментальных исследований, испытаний техники и снаряжения с целью освоения больших глубин водолазами в НИИ должна быть современная лабораторно-экспериментальная база.
И такая база была создана. Как она проектировалась и строилась, какие ученые и специалисты были задействованы в этом проекте, какие предприятия выполняли государственный заказ - тема интересного, но отдельного разговора.
Таким образом, в середине шестидесятых годов началось освоение новой технологии выполнения водолазных работ, позволяющей в десятки раз увеличить эффективность водолазного труда методом длительного пребывания под давлением. Суть метода состоит в том, что водолазы находятся под давлением, соответствующим глубине выполнения работ постоянно, в течение определенного количества суток, ежедневно работая под водой по нескольку часов, а декомпрессию проходят один раз по окончании работ («метод ДП»).
Именно для таких экспериментальных исследований и потребовался комплекс технических средств жизнеобеспечения водолазов в барокамерах под давлением гелиокислородной газовой среды определенного состава и параметров микроклимата.
Шаг за шагом коллектив НИИ постигал загадки глубин, скрупулезно исследовал полученные результаты. С 1968 по 1980 гг. сотрудниками НИИ при участии специалистов ведущих медицинских НИИ и Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова было проведено около 20 экспериментов на глубинах до 300 метров. Была установлена и отработана возможность выполнения подводных работ на этой глубине до 30 суток.
В дальнейшем экспериментальный барокомплекс совершенствуется, проходит реконструкцию. Начинаются погружения методом ДП на глубины на большие глубины. Подготовка к каждому такому «спуску» занимала от двух месяцев до полугода. Успешное завершение экспериментов ДП на больших глубинах, напряженный, ответственный и опасный труд первопроходцев подводного космоса вызвал восхищенные отзывы зарубежных специалистов, был высоко оценен командованием ВМФ и руководством страны. В 1991 году командирам групп акванавтов А.И.Ватагину и Л.М. Солодкову за успешное выполнение работ, связанных с риском для жизни, и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза, а научному руководителю экспериментальных исследований В.В.Семко - звание Героя Социалистического Труда.
В 1995 году командирам групп акванавтов А.Г.Храмову и В.С.Сластену было присвоено звание Героя России. Многие участники эксперимента награждены орденами и медалями.
Разработанная в НИИ технология водолазных погружений по ряду показателей превосходит лучшие зарубежные.
Постижение недоступных ранее глубин - лишь одно из направлений деятельности ГосНИИ МО РФ. Приоритетными сегодня являются научные работы по обоснованию единой научно-технической политики в РФ по совершенствованию сил и средств поисково-спасательного обеспечения на море; по оптимизации системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ; по обоснованию требований к модернизации и дооборудованию судового состава поисково-спасательными средствами морского флота и боевых подводных лодок, как носителей спасательных подводных аппаратов; разработка требований к созданию поисково-спасательной техники в модульном исполнении. Ежегодно на базе НИИ проводится более сотни различных испытаний поисково-спасательной техники, большая часть которой затем принимается на снабжение ВМФ.
За 60 лет специалистами Института совместно с другими организациями подготовлено и принято на снабжение более 350 образцов поисково-спасательной техники, защищено более 100 диссертационных работ, внедрено более 400 изобретений. За достигнутые результаты 9 коллективов специалистов удостоены звания лауреата Государственной премии, 13 ученых удостоены почетного звания «Заслуженный изобретатель» и «Заслуженный деятель науки и техники».
Здесь сегодня трудятся высококвалифицированные специалисты, среди которых 42 дипломированных ученых, опытные конструкторы поисково-спасательной техники, водолазы-испытатели высшей категории. Будучи единственной в стране научной организацией, которая занимается комплексными исследованиями в спасательном, водолазном и судоподъемном деле, а также располагая уникальной экспериментальной базой, институт при соответствующем внимании к нему со стороны руководства страны способен сегодня решать сложнейшие задачи завтрашнего дня. 60 лет существования - возраст творческой зрелости.

 
След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.