Автор: Аркадий ПИНЧУК, заслуженный работник культуры.
«Спасите наши души! Мы бредим от удушья. Спасите наши души! Спешите к нам! Услышьте нас на суше - Наш SOS все глуше, глуше - И ужас режет души пополам...» В.Высоцкий.
Мы никогда не забудем этот день и час... Страна буквально вздрогнула, когда перед ней открылась картина разыгравшейся в Баренцевом море трагедии гибели атомного подводного ракетного крейсера «Курск». Растерянность правительства и руководителей различных ведомств породили в народе поток сколь недоуменных, столь и нелицеприятных вопросов: почему бездействуют наши аварийно-спасательные службы? способны ли они без иностранной помощи спасти погибающих под водой моряков? имеется ли в их распоряжении необходимая техника и подготовленные для таких операций специалисты? и вообще - есть ли в России какой-нибудь научно-исследовательский институт, который бы занимался подобными проблемами? Последующие события, связанные с подъемом АПРК «Курск», дали вполне конкретные ответы на подобные вопросы. Есть у нас такой институт и все необходимое для поисково-спасательных работ есть. Все, оказывается, у нас исследовалось, проектировалось, испытывалось и даже строилось. Мало того, успешно зарекомендовало себя в беспрецедентных операциях по спасению, например, экипажа аварийной подлодки С-178; при поиске и подъеме затонувшей подводной лодки С-80 с глубины 200 метров на Северном флоте; во время судоподъемных работ на Камчатке и Сахалине, на Балтике и Каспии; при спасении теплохода «Адмирал Макаров», при масштабных водолазных работах в Арктике, при расчистке портов и фарватеров в республике Бангладеш... Военно-Морской Флот страны располагал уникальными спасательными подлодками типа «Ленок», мощнейшими плавучими кранами, водолазными и спасательными судами, опытными кадрами. Все это было загублено в процессе бездумного реформирования флота. Спасательные подлодки, лишенные экипажей, поржавели у причальных стенок, тяжелые краны проданы за бесценок за рубеж, уникальные специалисты разбежались в поисках хлеба насущного... К счастью, из этого реформаторского шторма удалось благополучно выплыть Государственному научно-исследовательскому институту аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ МО РФ, и в эти дни он отмечает свое 60-летие. Учреждение это уникально по многим параметрам: по решаемым задачам, по научным и экспериментальным достижениям, по своей недолгой, но яркой биографии.
Автор: Капитан 2 ранга в отставке А. БАТАРШЕВ, бывший флагмин-подводник, доктор педагогических наук, профес
Собирая данные о прохождении службы Льва Столярова, я посетил начальника музея легендарного крейсера «Аврора», бывшего подводника контр-адмирала в отставке Льва Давыдовича Чернавина. Встреча состоялась непосредственно в его кабинете, то бишь в каюте крейсера, уставленной многочисленными экспонатами, макетами кораблей, подводных лодок. Обратил внимание на высокого качества портрет президента России Владимира Путина в военно-морской форме. На портрете обнаружил какое-то неуловимое сходство с Главнокомандующим ВМФ В.И. Куроедовым. В беседе со мной Лев Давыдович сказал, что в Питере живет один из участников совместной подводной «кругосветки», Герой Советского Союза Иван Федорович Морозов, и сообщил мне номер его телефона. Несколько дней спустя наша встреча с инженер-капитаном 1 ранга в отставке Иваном Морозовым состоялась в Институте профессионально-технического образования РАО (Российской академии образования), где я работаю заведующим одной из лабораторий. Передо мной сидит моложавый, спортивного вида мужчина, открытый, приветливый взгляд, вместе с тем просматриваются мужественные, волевые черты его характера. Разговорились, оказалось, что мы одногодки, 1930 г. рождения. Иван Федорович поведал: на борту К-133 он находился все время подводной «кругосветки», знает Льва Столярова довольно хорошо. Это был для него самый близкий, преданный друг и товарищ. Беседа затянулась надолго, я уточнил многие детали подводной одиссеи героев, внес соответствующую корректуру в рукопись статьи, которую и передаю на суд читателей.
Ни русская артиллерийская стрельба, ни конструкции русских кораблей не были так плохи, как это обычно представляется, русские офицеры в целом не были некомпетентны». Н.Уэствуд «Свидетели Цусимы», 1970 г. «В Цусимском сражении участвовали 36 кораблей, в т.ч. 9 миноносцев, 4 транспорта и 2 буксира. Погибли: 8 броненосцев из 12-ти; прорвались во Владивосток: 1 крейсер 2-го ранга и 2 миноносца; интернированы: 3 крейсера, 1 миноносец, 2 транспорта и буксирный пароход. Потери личного состава: 166 штаб и обер-офицеров, 79 кондукторов (из 291), 4937 нижних чинов (из общего числа 14313 человек бывших на эскадре)». Из «Заключения следственной комиссии о Цусимском бое» - «Морской сборник», № 8, август 1917 г.
Знатоки, увидев заголовок предлагаемой публикации, категорично могут заявить, что такой флотилии в истории России не было, и будут правы, но не совсем… Если заглянуть в авторитетный «Военно-морской словарь» (М., Воениздат, 1990), то можно прочитать статьи, посвященные волжской военной флотилии. Волжско-Каспийской, Донской и т.д. Но Волго-Донская флотилия там не упомянута. И тем не менее она существует. 31 октября 2004 года было освящено уже третье судно-храм - «Святой равноапостольный князь Владимир». Эта первая самоходная плавучая церковь в Волгоградской и Камышинской епархиях.