на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Адмирал Посьет
Автор: Ю. КАВРАЙСКИЙ, председатель Совета Северо-Западного Морского клуба.   
Бурный, насыщенный морскими и сухопутными войнами XIX век достался верному служаке и патриоту Отечества министру путей сообщения адмиралу Константину Николаевичу Посьету (1819-1899).
Image
Одиннадцатилетний воспитанник Морского корпуса, отличный гардемарин в учебных походах, окончив МК мичманом, а офицерские классы капитан-лейтенантом, был «седьмым по успехам». Затем 30 лет плаваний в том числе под руководством адмирала Е.В. Путятина (фрегат «Паллада»), командование судами и эскадрами, морские дипломатические миссии России в других странах, гидрографические, этнографические работы. Будут в послужном списке адмирала и руководство Министерством путей сообщения, и строительство морского канала и морского порта Санкт-Петербурга, Транссибирской и Дальневосточной магистралей, степень доктора экономических наук РАН, почетное членство в Морской академии, в Географическом обществе Российской академии наук. Константин Николаевич награжден всеми высшими орденами России - от военного креста «За покорение Кавказа» до ордена Св. Андрея Первозванного, кавалер 9 иностранных орденов. Кроме того, он - известный благотворитель, создатель Общества спасения на водах (Императорского Российского). Когда отмечалось 50-летие службы адмирала генерал-адъютанта Посьета К.Н., парадные залы института путей сообщения едва вместили подарки и подношения юбиляру. Когда Посьет скончался 26 апреля 1899 года, его отпевали попеременно 2 священника: Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской (протестантской), а многотысячная толпа из представителей делегаций Российских губерний и городов под предводительством Императора Николая II, вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, членов Императорской фамилии, министров, адмиралов и генералов сопровождала дорогого России Посьета из лютеранского собора Св. Петра на Невском мимо здания ОСВОДа на Садовой и Министерства путей сообщения на Фонтанке к месту последнего пристанища - на Новодевичьем кладбище.
Личное дело К.Н. Посьета содержит только поощрения и сведения о наградах. Из полного послужного списка генерал-адъютанта Его Императорского Величества Адмирала Посьета (учитывая стиль того времени): «Сколько кампаний служил на море, где, на каком судне, под чьею командою, или сам командиром судна, или эскадры, особые поручения сверх прямых обязанностей по Высочайшим повелениям или от начальства; подсудность, не подлежащая внесению в штрафную (18-ю) графу. Отмечен чинами, орденами, знаками отличия. Всемилостивейшими Рескриптами и Высочайшими благоволениями. Всемилостивейше пожалован знаком отличия беспорочной службы за 50 лет на Георгиевской ленте (22 августа 1888 год (послужной список проверен 21 февраля 1889 г.)».
Теперь, после короткого изложения биографии адмирала Посьета, хочется обратиться к его недоброжелателям, которые еще при жизни Константина Николаевича пытались вовсю шельмовать последнего. Известный государственный деятель граф С.Ю. Витте: «Посьет был очень честный, прямой, прямолинейный человек и очень ограниченный». Разве «ограниченный» мог бы организовать гигантское строительство «дороги к океану» (Транссиба). Разве мог заслужить все (!) награды России за службу Отечеству?!
Разве «ограниченный» мог бы организовать строительство морского канала и морского порта
С.-Петербурга, создать российское Общество спасания на водах, получить «Демидовскую премию» за написание научного труда «Артиллерийское учение»? Разве правильно утверждение Витте, что «Посьет стал министром путей сообщения благодаря тому, что был назначен воспитателем Великого Князя Алексея Александровича. Витте поступил как опытный интриган: в бытность Посьета министром МПС, Витте руководил Южным участком железной дороги, которая сделалась коммерческой. И крушение царского поезда произошло именно на этом участке у станции Борки при возвращении Александра III из Крыма (18 октября 1888 года). Посьет (министр МПС) сам ехал в этом поезде. Будучи скомпрометирован по службе, тотчас же написал прошение об отставке, которое было удовлетворено на четвертый раз (в ноябре 1888 года). Александр III никакого наказания Посьету не вменил. В это время появился С.Ю. Витте - знаток железных дорог. Председатель правления Южной (коммерческой) дороги Витте хорошо знал, что Посьет против всеобщей коммерциализации железных дорог, по Посьету железные дороги (так же, как морской и речной флот, шоссейные дороги) должны быть монополией государства. Поэтому Витте мало было «спихнуть» Посьета с должности министра МПС, надо было дискредитировать и мысли моряка-государственника. Ведь честный Посьет не давал жуликоватым предпринимателям поживиться на строительстве железных дорог и их коммерческой эксплуатации. Как это актуально и в наши дни! Несмотря на именитых недоброжелателей, нам дорог адмирал Посьет - гордость России. Он вошел в перечень известных в истории Военно-Морского Флота адмиралов, ученых и мореплавателей, бюсты которых будут установлены на Петровской набережной Санкт-Петербурга от Домика Петра I до памятника 300-летию флота наряду со Св. адмиралом Ф. Ушаковым, генерал-адмиралом Ф. Апраксиным, адмиралом К. Григоровичем и другими славными именами морской столицы России. Адмирал К.Н. Посьет - благородный христианин, русский патриот, деятельность которого благословлял Св. Иоанн Кронштадтский.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.