С особым чувством наша группа ветеранов-подводников вступила 9 марта с.г. на палубу подводной лодки С-189, стоявшей в доке Канонерского судоремонтного завода. А собрались мы сюда на необычное мероприятие: по случаю второго рождения этой «эски», недавно поднятой со дна морского. Построена она на Балтийском заводе в 1954-55 годах и почти 40 лет была в составе Балтфлота.
В годы ельцинского развала России ВМФ понес потери, не сравнимые даже с боевыми времен минувших двух мировых войн. Как писал поэт Б. Орлов: «Наш флот становится подводным, ржавея под водой на дне…». Подтверждение тому всего две лодки, оставшиеся сейчас в БФ от когда-то солидной Кронштадтской бригады подплава, да и всех подводных сил ДКБФ, насчитывающих около 80 единиц. Многие из них досрочно списывались в отстой, сдавались в металлолом и просто бросались десятками в прежних прибалтийских местах базирования сил флота при приказном «бегстве» оттуда. Так и С-189, не выдержав «отстойных» напастей 90-х гг., затонула у четвертого пирса Купеческой гавани и около шести лет провела на грунте. Как печальный укор военным реформаторам долго торчала часть ее рубки и шахты РДП над водой. Не нашлось в те годы в ЛенВМБ сил и средств для устранения сего позорного для флота зрелища. Лет пять назад у ветеранов-подводников и некоторых энтузиастов, которым небезразлична история отечественного флота, появилась идея создать в Кронштадте, а лучше в Питере, музей из лодки самой большой серии (215 ед.) первого послевоенного, 613, проекта (ЦКБ-18, главный конструктор В.Н. Перегудов, затем последовательно Я.Е. Евграфов и З.А. Дерибин). Но сразу же столкнулись с проблемой: где ее найти? На плаву таких подводных раритетов уже не оказалось, кроме одной полузатопленной. Однако в преддверии 100-летнего юбилея подводных сил появился «проект подъема С-189 и превращения ее в плавучий музей». Координатором и фактически руководителем работ по воплощению проекта в жизнь стал Артюшин Андрей Анатольевич с привлечением петербургской фирмы И.М.С.А. и специалистов по подъему затонувших объектов А.В.Крамаренко, О.С.Салия, а также помощников А.С.Беспалова и Ю.И.Морозова, при материально-техническом обеспечении организации, руководимой А.Д.Шпигелем. Несмотря на ряд сложностей, в сентябре-ноябре прошлого года С-189 подняли с грунта и завели в док. И вот перед нами хорошо знакомый с прошлых лет засуреченный корпус «эски». Некоторые дефекты в районе рубки и повреждения в кормовой оконечности скоро устранят заводские специалисты, немало сделавшие для восстановления близкого нам облика лодки. Общий ее внешний вид уже мало напоминает о долгом нахождении субмарины на грунте. Зато отсеки, со слов побывавших внутри, повреждены изрядно. И если полупресная вода пощадила дизеля и некоторые другие механизмы, то внутрилодочные системы и оборудование были раскурочены современными добытчиками цветных металлов, когда «отстойная» ПЛ еще держалась на плаву. Но возвратимся к нашему сбору в доке. Он приурочен к 51-й годовщине корабельного праздника С-189. За эти годы на ней прошли службу несколько сотен подводников под командованием 10 командиров. Трое из них, столько же старпомов, другие члены экипажа и некоторые кронштадтские сослуживцы и гости присутствовали на торжественном подъеме Военно-морского флага. С волнением воспринималась ветеранами команда, поданная одним из бывших командиров лодки капитаном 1 ранга И.В. Ивановым: «Флаг и флаги расцвечивания поднять!».
До боли близкий флаг Советского ВМФ, под которым проходила наша подводная служба (а виновница необычного торжества преодолела тысячи миль), медленно поднимал бывший старпом лодки А.Н.Пустов. Сопровождался привычный церемониал с молодых лет знакомой оркестровой мелодией гимна. Ибо, как в песне поется, все присутствующие подводники «родились в Советском Союзе…», как и сама подлодка. Как и положено в подобных «торжествах», прошел небольшой митинг. Его открыл А.А.Артюшин, зачитав приветственное письмо президента Союза моряков-подводников Героя Советского Союза адмирала флота В.Н. Чернавина. Первые слова о зарождении знаменитого проекта 613 и испытаниях С-189 сказал ее строитель и сдаточный механик, через которого прошли несколько подобных лодок, В.К.Косенков. Поздравили бывших членов экипажа и всех присутствующих со знаменательным событием: вторым - музейным - рождением С-189 бывший ее командир капитан 1 ранга Ю.С.Онуфриенко и председатель ОСВП контр-адмирал Л.Д.Чернавин. Он отметил важность и значимость появления в России корабельных музеев, тем более подводных, для возрождения морского мышления у нашего народа. Затем состоялась неофициальная встреча ветеранов-подводников, чья служба проходила на этой или других «эсках». Артюшин поведал о сложностях выполненного подъема лодки и предстоящих еще работах по преобразованию ее в музей, призвал ветеранов к содействию в этом важном деле. Мы поделились воспоминаниями о былых походах и боевой службе на таких лодках. Кронштадтские ветераны В.Я. Ходырев, М.Х. Пихтелев, Н.И.Соколовский и др. рассказали о славных делах «именинницы», в том числе и испытании нового вооружения на Ладожском полигоне. Большинство подводников нашего поколения, участников «холодной войны», выходцы из 613-х. На них мы открывали океанские подводные маршруты, совершали дальние походы, начинали боевую службу, отрабатывали новые тактические приемы в противоборстве с «супостатом» под звездно-полосатым флагом и силами НАТО. Отслужив свой корабельный технический срок (до 30 лет), а некоторые его значительно и превысив (ПЛ С-384 ЧФ находилась в строю 42 года), 613 «эски» и их экипажи внесли большой вклад в зарождение океанского ракетно-ядерного ВМФ. Многие будущие атомщики, в том числе адмиралы и Герои, проходили школу таких лодок. В свое время около 40 единиц были переданы в Египет, Албанию, Индонезию, Сев. Корею, Польшу, Болгарию, Сирию, Китай, где стали основой создаваемых подводных сил. В заключение встречи А.А. Артюшин поделился дальнейшим планом по превращению С-189 в плавучий музей. После докового ремонта есть намерение установить ее на бочках по корме музейного крейсера «Аврора» и начать преобразование двух наиболее уцелевших отсеков, 4-го и 5-го, в экспозиционный вид. Вопрос за городскими и федеральными властями по утверждению места стоянки лодки, которой по общему согласию определен бортовой № 215 (по числу лодок в серии). Будет создан общественный совет. Мы призываем ветеранов, связанных со службой на таких лодках, оказать помощь в пополнении экспозиций музея фото- и печатными материалами, предметами и элементами формы одежды, связанными с лодками 613 проекта. В юбилейном году морская столица должна заиметь очередной морской плавучий музей! |