Сюжет фильма прост и примитивен, как, видимо, и творческое воображение некоего господина Атанесяна.
В военные годы банда малолетних преступников, убив стилетом сторожа, грабит склад с казенным барахлом. Но это действо пресекают бдительные НКВДэшники, которые по природной своей людоедности решают ребятишек просто пристрелить на месте. Но вмешивается случай в лице какого-то «уполномоченного», деток отправляют в школу диверсантов-самоубийц. Такая вот обычная для военных времен ситуация. Причем, такая вот подготовка 13-14-летних мальчишек проходит в горной местности одной из южных советских республик. Сказывается опять-таки творческое кредо упомянутого выше создателя сего «шедевра» господина Атанесяна. Несколько драк, избиений, трупов - и «обучение» закончилось. Юнцов сразу же засылают в глубокий немецкий тыл, где почти все они погибают. Кроме двоих, кому удалось выполнить задание и которые встречаются после десятков лет… Навязчивая реклама сразу по нескольким каналам ТВ не оставляет сомнений - эти очередные «фэнтэзи» о войне получили широкий экран. И хотя на блокбастер «Сволочи» не потянут - сюжет туповат, актеры третьего плана, да и компьютерных спецэффектов маловато, но на очередной плевок в советского воина - годится вполне.. Скроена же картина по апробированным лекалам: забитые, загнанные в угол, ведомые на убой солдатики, в данном случае малолетки-«камикадзе», придурки командиры и, конечно же, вездесущие кровожадные, гнусные и жестокие труженики «органов» (НКВД, «Смерша», НКГБ и МГБ т.д. и т.п.), занятые исключительно плетением интриг, мелкими и крупными пакостями главным героям. Иного видения величайшего народного подвига, совершенного более чем шесть десятилетий назад, у немалой части киношной «элиты» почему-то не проявляется. В этой связи интересен уже позабытый случай с очередным неким режиссёром Учителем, года три или четыре назад попытавшимся состряпать киношку под названием, кажется, «Дом Черчилля». По его сюжету - в прифронтовом Мурманске, куда прибывают суда и корабли союзных конвоев НКВД (это в 30 км от линии фронта!), создан бордель, персонал для которого, естественно, подбирало из жен и дочерей Гулаговских осужденных. Всё бы ничего, но среди посетителей «Дома Черчилля» появился английский матрос - извращенец… «Морская газета» в то время публиковала несколько возмущенных писем ветеранов. Одна старушка даже припомнила, что в созданном горкомом комсомола (!) мурманском Доме интернациональной дружбы (он действительно был) появлялись в часы затишья и английские, и американские, и канадские моряки. Встречались с молодежью города, пили чай, танцевали под патефон. И лишь воспалённая фантазия Учителя и К° смогла придать этому эпизоду мурманского военного быта сексуально-пасквильный характер. Как всё-таки надо ненавидеть страну и людей, не покорившихся «коричневой чуме», спасших многих из этих кинопасквилянтов и их предков от выхода во Вселенную через грязную трубу крематория, чтобы сочинить такую гадость! Впрочем, «Дом Черчилля» экрана не увидел и не будет снят никогда. Догадайтесь с трех раз, почему? Думаете, обращения наших еще не ушедших в лучший мир ветеранов в Госдуму, Правительство и СМИ возымели место? Или создатели «Дома…» усовестились содеянным? Вовсе нет. Дело в том, что о съемках этого кинопасквиля узнали в Британии, а там ещё живы моряки, ходившие в составе северных конвоев в Мурманск и Архангельск. В семьях же других героев конвоев РQ и QР свято хранят память об отважных предках, посещавших Север России в 40-е годы. Естественно, этих людей возмутило то, что какие-то пасквилянты в России пытаются замахнуться на святое: Честь Героев Великобритании, и, как водится, в цивилизованных странах, они обратились в своё правительство с просьбой принять меры по обузданию пасквилянтов. Правительство, как водится в цивилизованных странах, немедленно приняло меры. Пасквилянты были обузданы, и более не помышляют о съёмках фильмов, задевающих Честь британских моряков. Но вернемся же, как говорят в Монголии, к нашим баранам, т.е. к «сволочам». Ложь в этом фильме носит, скажем так, системный характер. Зрителю исподволь навязывают мысль, что школы малолетних самоубийц - были обычными в практике военного строительства СССР. Создатели «Сволочей» сознательно переходят грань, которая отделяет армию от банды, солдата от убийцы. Интерклуб от борделя, школы юнг, к примеру, от школы самоубийц. А ведь они были, эти школы юнг (юнгов, как тогда называли)! Выпускники их 15-16-летние мальчишки тысячами воевали на кораблях флота. Десятки тысяч малолетних ребят и девчат, ведомые патриотическим порывом, сражались с немецко-фашистскими оккупантами в составе партизанских отрядов, групп подпольщиков, гибли на фронтах и в немецком тылу. А в 1944 году были созданы Суворовские и Нахимовские училища… Но никогда руководство страны и Красной Армии в самые трудные недели войны не отдавало приказов на создание отрядов, частей, подразделений самоубийц и, тем более, детей-самоубийц. Мы вели страшную, беспримерную войну с лютым зверем, но победили и потому что сами не стали зверями. Совершив не только воинский, но и нравственный подвиг. Поэтому в Красной Армии не было подразделений «фолькштурма», формируемых из 12-15-летних пацанов, призываемых на службу «фюреру» десятками тысяч и в таком же количестве погибавших от советских снарядов. Поэтому в ВВС Красной Армии не было генералов типа японских инспектора авиации южного флота Ониси, или генерального инспектора авиации Анами, которые своими приказами создали в ВВС Японии подразделения «божественного ветра» - летчиков-самоубийц и разрабатывающих для этого ритуалику, знаки различия. В соответствии с теми же приказами командования десятки тысяч подростков записывали в отряды «фукурю» (живых мин) водителей человеко-торпед «кайтен» (мальчишки лучше подходили по массо-габаритным характеристикам в качестве водителей этих самых торпед). Более 400 советских летчиков совершили воздушные и наземные тараны. Это были акты высочайшего мужества и самопожертвования пилотов, решающих в отчаянной борьбе «положить жизнь за други своя». Но ни один пилот не получал боевого приказа таранить вражеский самолёт или корабль по приказу старшего начальника. Более того, в 1944 году специальным приказом командующего ВВС РККА воздушные тараны были даже запрещены. В заключение можно лишь констатировать, что в очередной раз некоторые нынешние деятели важнейшего из искусств то ли по недомыслию, то ли по другим причинам, пытаются навязать обществу очередной «миф» о самой страшной в нашей истории войне. Почему они так делают? Может быть, потому, что очень многие из них негодяи. Именно так в петровские времена называли дворянских сынов не годных к военной или иной службе. Царский указ даже запрещал таким жениться с тем, чтобы «дураков более не плодили»… Но петровские времена давно прошли...
|