В создании отечественной морской авиации большую роль сыграли контр-адмирал Борис Петрович Дудоров и капитан 1 ранга Вячеслав Никанорович Кедрин, являющиеся организаторами авиационного дела на Балтийском и Черном морях соответственно. Признавая их роль в качестве пионеров отечественной морской авиации, необходимо сказать, что взаимоотношения между ними складывались довольно непросто. В данном материале мы проследим их на примере только одного источника, хранящегося в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота.
В июне 1914 года (29.06 - по старому стилю) заведующий организацией воздухоплавания в службе связи Балтийского моря капитан 2 ранга Б.П. Дудоров отправил в Морской генеральный штаб (МГШ) на имя штаб-офицера МГШ капитана 2 ранга Николая Ивановича Игнатьева обстоятельное письмо по поводу предложений лейтенанта И.И. Стаховского о создании на Черном море корабельной авиации и последующем выводе авиационных структур из подчинения службы связи флота. Иван Иванович Стаховский занимал в то время должность заведующего авиацией службы связи Черного моря и состоял в непосредственном подчинении начальника этой службы капитана 2 ранга В.Н. Кедрина. Кавторанг Б.П. Дудоров по поводу предложений И.И. Стаховского высказывается в своем письме к штабному офицеру Н.И. Игнатьеву спокойно и с глубоким знанием дела. Он, в частности, указал, что задачи службы связи и корабельной авиации по существу идентичны и передача авиационных вопросов не службе связи, а другой флотской организационной структуре «не может быть оправдана никакими соображениями, так как они совершенно тождественны с функциями этой последней». Встречное предложение Б.П. Дудорова состояло в том, что на его взгляд более рациональным было бы создать при службе связи Черного моря отдельный авиационный отряд из гидроаэропланов, предназначение которых заключалось бы в базировании на кораблях флота. Но все причины появления предложений лейтенанта И.И. Стаховского Борис Петрович Дудоров связывал с личностью начальника службы связи Черного моря капитана 2 ранга В.Н. Кедрина, о чем он и сообщил в своем послании Н.И. Игнатьеву. «В заключении считаю долгом заметить, что, по моему мнению, все стремление Севастополя отделиться от Службы связи вызывает только желание уйти из под руки Кедрина, который, по отзывам летчиков, тормозит дело и которого все они терпеть не могут. А раз это так, то, по-моему, лучше Эбергарду убрать одного человека, чем из-за этого нарушать едва лишь готовящийся вступить в жизнь проект Положения (имеется ввиду «Положение о службе авиации в службе связи - прим. автора), всего год назад им же одобренный. Считаю, что этим подведем Минмора перед законодательными учреждениями. Надо было им сперва думать, а не бросаться из стороны в сторону и не испытав одного хвататься за другое». На деле все было сложнее в данном вопросе, чем просто взаимоотношения двух авиационных руководителей на флотах. Здесь прослеживается принципиальное различие в подходах к дальнейшему развитию морской авиации на Черном море и Балтике, которое существовало в период 1912-1916 гг. В дальнейшем черноморцы в марте 1915 года первыми сделали самостоятельной свою авиацию, выведя ее из подчинения службы связи Черного моря, а в декабре 1916 года этот организационных шаг повторили и балтийцы. Приведенный пример различного подхода к одному и тому же вопросу на Балтийском и Черноморском флотах и сложность во взаимоотношениях авиационных руководителей только подчеркивает, как сложно происходило становление морской авиации в составе отечественного военного флота в начале XX века.
|