В газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 29 августа 2007 г. № 160 (3952) была помещена статья Жанны Идрисовой «Ордена самозваные». Своевременная и правильная статья, но слишком мягкая. Кроме того, в ней отсутствует анализ тех причин, которые привели к тому, что государственные (да и иные) награды и, добавлю, звания, все более и более обесцениваются. Таких причин несколько. Отмечу только две из них, на мой взгляд, наиболее существенные.
Первая - отсутствие четкого законоположения о наградах Российской Федерации, подобного тому, которое подписал Павел I в день своей коронации 5 апреля 1797 г. Не все из намеченного удалось тогда реализовать, далеко не все впоследствии оказалось жизнеспособно, однако закон этот вплоть до 1917 года сохранял значение основного правового акта, нормировавшего наградную (орденскую) систему России. После 1917 года вся эта система рухнула, во многом несправедливо. Часть Георгиевских кавалеров, в том числе верой и правдой заслуживших солдатский крест, была репрессирована, и уж, во всяком случае, не имела возможности прилюдно надевать этот крест на свою грудь. О кавалерах прочих орденов я уже не говорю. Были учреждены новые, советские, ордена и медали. О том кто, как и за что ими награждался, я говорить не хочу, так как, уверен, во все времена нашлись бы люди, имеющие по этому поводу различные, а, порой, и прямо противоположные мнения. По собственному опыту знаю, что многие их получили за действительные заслуги, а многие за такие же заслуги их не получили. Лично я до сих пор испытываю вину за то, что четверо моих подчиненных, на которых я писал наградные листы в августе 1945 г., не получили наград по причине того, что «наградные листы представлены с опозданием», хотя указание о представлении было дано накануне. Мой сослуживец, летчик-штурмовик Балтийского флота, имел за войну четыре ордена Красного Знамени. На мой взгляд, вместо трех из этих орденов он мог бы иметь звание Героя Советского Союза. Зачем было несколько раз награждать его одним и тем же орденом, не имевшим степени? Я как-то сказал ему об этом. Он только пожал плечами: начальству виднее. Так было принято. Были дважды и даже трижды Герои.
С распадом Советского Союза его наградная система была срочно отменена и введена новая. В приложении к статье Жанны Идрисовой помещена справка о существующей системе государственных наград, в которой указывается, какие награды учреждены, какие сохранены и какие звания установлены. В соответствии с ней получается, что сохранен орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский крест, а также некоторые именные военные ордена, среди которых нет ни одного советского ордена, ни одной советской медали, хотя, на словах, Российская Федерация является преемницей Советского Союза. Во имя чего или кого это сделано? Я понимаю, возврата к Советскому Союзу нет, представлять к этим наградам никого не будут (и не надо!), но сохранить их для уже награжденных и для их потомков необходимо: не следует еще раз отказываться от своей истории и перепрыгивать через советские награды к ордену Святого Георгия, учрежденному в 1769 г. Он имел четыре степени. В статуте ордена говорилось, что поскольку «не всегда верному сыну отечества такие открываются случаи, где его ревность и храбрость блистать может», к нему могли представляться и те, «кои в полевой службе 25 лет от обер-офицера, а в морской 18 кампаний офицерами служили». Чтобы сохранить за этим орденом характер награды исключительно за боевые подвиги, с 1855 г. выслуга лет стала отмечаться орденом Св. Владимира, учрежденным в 1782 г. и имевшим также 4 степени. Награждение производилось с низшей степени, и никто дважды (и более раз) одной и той же степенью одного и того же ордена не награждал. За этим строго следили. Кстати, недавно по телевидению я наблюдал, как Армен Джигарханян удивлялся, что его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, хотя ранее он был награжден этим же орденом III степени.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного, строго говоря, является не учрежденным, а сохраненным, поскольку он был учрежден еще Петром I в 1698 г. и является высшим орденом России. Число кавалеров этого ордена не должно было превышать двадцати четырех, «дабы от великого множества кавалеров не пришел сей Орден в презрение». Всего при Петре I в кавалеры ордена был пожалованы 24 российских подданных и 14 иностранцев. Орден Почета, орден Дружбы, медаль Ушакова также существовали в Советском Союзе в виде орденов «Знак почета», Дружбы народов и медали Ушакова. Странно, что в числе учрежденных не указываются юбилейные медали «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «В память 300-летия Санкт-Петербурга». а в числе сохраненных - все юбилейные медали по случаю Победы в Великой Отечественной войне (20, 30 и 40 лет) и образования Вооруженных сил (20, 30, 40, 50, 60 и 70 лет), а также еще некоторые, например: «За победу над Германией», «За победу над Японией», за оборону и освобождение ряда городов, за взятие Берлина и др. Как, может быть, это кому-то ни печально, но такова наша история и отказываться от нее не следует.
Не знаю, на основании каких документов составлена эта справка, но, на мой взгляд, она не вполне корректна.
С некоторых пор в Российской Федерации появилось множество общественных организаций, каждая из которых желает установить свои награды, вплоть до орденов. Это желание вполне естественно и запрещать его бессмысленно. Внешний вид знаков этих наград часто весьма привлекателен. Благодаря этому численность организаций растет, несмотря на то, что и членские взносы, и стоимость наградных знаков достаточно высоки. Если люди желают за что-то добровольно платить, никто этого запретить не может. Важно, чтобы руководители таких организаций не обогащались за счет членов. Но надо иметь в виду, что каждая общественная организация имеет свои цели и задачи, далеко не всегда благородные.
Для того чтобы различать знаки государственных наград от знаков наград общественных организаций, для ношения которых часто также используются орденские колодки и ленты, необходимо, чтобы эти колодки и ленты отличались от тех, которые используются для знаков государственных наград хотя бы размерами, а лучше - и размерами, и формой.
Что касается званий, то в них тоже надо навести порядок. Появилось, например, довольно много общественных организаций, именующих себя Академиями. Далеко ходить не надо. В Санкт-Петербурге существует Петровская академия наук и искусств (ПАНИ). Но... Какой она имеет статус? Ведь одно дело академик Российской академии наук (РАН) или академик Российской академии медицинских наук (РАМН), а другое дело - академик ПАНИ. Кроме того, появилось много академий - образовательных учреждений. Возникает путаница, в результате которой звание академика теряет свою значимость.
О второй причине - отсутствии должного контроля за гражданами России в части ношения ими государственных наград и соответствия их тем званиям, которые они имеют, а также об их наказании за выявленные нарушения - скажу более коротко, поскольку ни того, ни другого у нас пока не просматривается.
Самый простой и в глаза бросающийся пример - массы людей, ходящих в камуфляже. Кто они? Военные? Бывшие военные, которым разрешено носить форму? Но тогда, где у них знаки отличия? Или это милиция? Никто этим не интересуется! Увы, существуют люди, которые по разным причинам хотят возвыситься в глазах других людей - ведь принимают по одежке!
Лично знаю случай, когда некий человек в звании капитана 1 ранга в отставке довольно долго руководил одной из ветеранских организаций Ленинграда. И - хорошо руководил! А потом умер. И когда пришли в городскую гарнизонную комендатуру с просьбой об организации подобающего похоронного ритуала, то выяснилось, что он никогда не был капитаном 1 ранга, а всего-навсего старший лейтенант.
Второй случай. Некий старшина, провозгласив себя контр-адмиралом, организовал в Санкт-Петербурге Межрегиональный союз писателей, напринимал в него множество членов, выдал им всем соответствующие удостоверения и нарисовал радужные перспективы. Все это, разумеется, за деньги членов, на которых произвел самое благоприятное впечатление. И он, увы, не одинок. Об этой истории в издательстве «Родные просторы» в 2006 г. выпущена брошюра «Осторожно, Раевский», снабженная множеством интересных документов, проливающих, увы, довольно печальный свет на затрагиваемую здесь проблему. Правда, у меня лично вызывает сильное сомнение, надо ли так широко вещать о подобных людях в средствах массовой информации. Ведь они страстно жаждут такой популярности, им только ее и не хватает. Необходимо их получше вычислять и построже наказывать. А именно этого, как показывает содержание брошюры, у нас большой дефицит.
Был в истории нашей страны период, когда награждение и присвоение почетных званий происходило с двух сторон: от имени Президента РФ и от имени Президиума Верховного Совета ССР (Сажи Умалатова), хотя СССР уже не существовал. Есть люди, которые носят эти награды и звания, им это не запрещено, хотя многие считают такие награды и звания незаконными.
К сожалению, теперь у нас пока все допустимо, как и торговля краденым на Сенной. Считается, что это - мелочи, что люди сами в этом виноваты, что таков их менталитет. А если есть спрос, то всегда будет предложение. Отрицать сей тезис бессмысленно. Но людей следует воспитывать. Совсем не обязательно тюрьмой, наверняка можно отыскать другие способы, штрафы например. Все дело в желании правящей элиты, если она хочет хоть какого-то порядка в стране.
Да, люди тщеславны. Но все - и награждения, и звания - должно быть законным. Видать, законы наши в этом направлении слабоваты. Нужно думать об их конкретизации и укреплении. А думать - в первую очередь должна Дума, наверное, уже новая.
Капитан 1 ранга в отставке Игорь СМИРНОВ, профессор.