на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Последний (18) Морской министр Императорской России
Автор: С. П. Сирый   
26 июля 2005 года в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Троицкой Александро-Невской Лавры, через 75 лет после смерти, был перезахоронен последний морской министр Императорской России адмирал Иван Константинович Григорович. Именно он восстановил Российский флот после его гибели в русско-японской войне 1904-1905 гг.
Часть первая
Image Иван Константинович родился 7 февраля (26 января) 1853 г. в Санкт- Петербурге в семье флотского офицера. Его отец - капитан 1 ранга Константин Иванович Григорович - был командиром 5-го флотского экипажа. По примеру своего отца, ставшего впоследствии контр-адмиралом, И.К. Григорович выбрал морскую стезю. После окончания Высшгородского училища в Ревеле (Таллинн) в 1870 г. в возрасте 17 лет поступил в младший общеобразовательный класс (4-я младшая рота) Морского училища (бывший Морской корпус). По окончании его в 1874 г. гардемарин Григорович в следующем, 1875, году прошел годичную корабельную практику, после чего был произведен в мичманы.
Так началась непростая морская карьера будущего адмирала и морского министра Российской Империи, прошедшего три войны (русско-турецкую 1878-1879гг., русско-японскую 1904-1905 гг. и первую мировую войну 1914-1918 гг.), пережившего две революции (Февральскую и Октябрьскую 1917 г.) и гражданскую войну (1917-1922 гг.).
После падения Порт-Артура Иван Константинович возвратился в Петербург и был прикомандирован к Главному морскому штабу, а с окончанием русско-японской войны назначен начальником штаба Черноморского флота. Но в этой должности он находился недолго и уже в следующем, 1906-м, году (с 28 декабря) назначается на должность командира порта Императора Александра III в Либаве. Его деятельность на этом посту, участие в вооружении эскадренных миноносцев, построенных на добровольные пожертвования, организации службы на новых началах - не флот для порта, а порт для флота - заслужили всеобщую признательность и любовь флотских офицеров.
Григорович обратил на себя внимание руководства Морского министерства рядом энергичных мер по приведению в порядок портового хозяйства в Либаве, и в 1908 г. его назначают Главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором города, а 22 (9) февраля 1909 г. - на пост товарища Морского министра.
С этого времени начался наиболее плодотворный период службы И.К. Григоровича. Он правильно оценил военно-политическую обстановку в Европе и тенденции мирового военного кораблестроения и, исходя из этого, настаивал на принятии расширенной кораблестроительной программы.
1 апреля (19 марта) 1911 г. по предложению Государственной Думы и при поддержке многих членов правительства последовал царский Указ № 1030 о назначении И.К. Григоровича морским министром.
С его назначением началась новая эра в создании военного флота.
7 октября (24 сентября) 1911 г. был спущен на воду последний из четырех линейных кораблей - «Гангут» (до него - «Севастополь», «Петропавловск» и «Полтава»).
19 (6) июня 1912 г. состоялось принятие судостроительной программы по возрождению флота.
На первое время по этой программе к уже строящимся четырем дредноутам добавились еще четыре крейсера, два малых крейсера (дредноутного типа), четыре легких крейсера, два малых крейсера для обслуживания машинной команды управления турбинами, тридцать шесть эскадренных миноносцев типа «Новик» и восемнадцать подводных лодок, в основном типа «Барс».
И. К. Григорович не был руководителем из кабинета. Он бывал и решал вопросы там, где свершались основные флотские дела. Например, в июле 1912 г. он представил царю только что построенный на народные деньги эскадренный миноносец «Новик». И. К. Григорович убедил Николая II совершить на нем пробное плавание, после чего было решено строить серию таких эсминцев.
Началась первая мировая война. Она потребовала резкого увеличения качественного и количественного состава флота, увеличения численности его личного состава. Помимо усиления Балтийского и Черноморского флотов, нужно было создавать военно-морские силы на севере, заботиться о защите Мурманска и Архангельска, через которые стала поступать помощь союзников. Эти и другие заботы тоже легли на плечи Морского министра И.Григоровича и его ведомства. Со всеми обязанностями Морское министерство под руководством И. К. Григоровича успешно справлялось. Оно не только укрепило оборону Финского залива, но и создало противоминную и противолодочную оборону Кольского полуострова.
В 1915 г. И. К. Григорович одобрил план создания маневренной базы миноносцев в Моонзунде с подводкой к ней железнодорожных путей и стал спешно осуществлять этот проект. В устье Финского залива с его помощью усиливалась Центральная минно-артиллерийская позиция между Ревелем и Порккала-Уддом.
 
В Архангельске начал оборудоваться специальный военный порт для приема транспортов с военной помощью от союзников. В Англии И. К. Григорович заказал 5 подводных лодок типа «АГ». Провел переговоры с Японией, в результате которых за незначительные средства по подъему и ремонту затонувших в Цусимском бою русских кораблей получил согласие на возврат России крейсера «Варяг» и эскадренных броненосцев «Полтава» и «Пересвет». Они должны были стать основой боевого ядра формируемой флотилии Северного Ледовитого океана.
Волновала И.К. Григоровича и проблема кадров офицерского состава. В своих «Воспоминаниях бывшего морского министра» он писал: «Одна из забот моих - это недостаток офицерского состава вследствие гибели многих во время Японской войны и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота; осталось их на службе немного и по большей части это молодежь, обязанная служить за полученное образование». Вообще численность офицеров в Российском флоте регулировалась «Положением о морском цензе», высочайше утвержденным в 1885 г., в соответствии с которым для производства в очередной чин требовался плавательный стаж.
Опыт русско-японской войны еще раз подтвердил, что главным оружием флота продолжала оставаться крупнокалиберная артиллерия. Подготовка офицеров-артиллеристов проходила в Артиллерийском офицерском классе, который мало чем отличался от Минного. Но только здесь флотские офицеры могли получить квалификацию корабельного артиллериста. Даже выпускники Михайловской артиллерийской академии в случае направления их для прохождения службы на корабли флота также должны были окончить Артиллерийский класс.
Благодаря всем этим мерам удалось добиться грамотной боевой эксплуатации кораблей в период первой мировой войны, а также быстро восстановить систему подготовки кадров для судостроения и флота в первое десятилетие советской власти.
В ходе первой мировой войны России потребовалось создать морские силы на Северном морском театре, и благодаря усилиям И.К Григоровича в 1916 г. была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана, боевое ядро которой составили корабли, переведенные с Дальнего Востока.

Часть вторая
Корабли, построенные при Морском министре Григоровиче, оказались кораблями-долгожителями, и многие из них приняли участие в Великой Отечественной войне, в том числе - построенные в период 1909-1917 гг. линкоры (100%), крейсера (40%) и миноносцы (30%). Большая заслуга в этом, бесспорно, принадлежала руководству Морского министерства во главе с И.К. Григоровичем.
Нельзя не сказать и о его личном вкладе в строительство флота. В короткий срок ему удалось наладить четкую работу всех учреждений министерства, избавившись, несмотря на сильное противодействие, от откровенных бездельников и интриганов. Благодаря его стараниям был разработан и утвержден ряд документов, регламентирующих работу Морского министерства («Временное положение об управлении Морским ведомством»), порядок проектирования кораблей, взаимоотношения с промышленностью, прохождение службы офицерским составом и др.
Благодаря И.Григоровичу к 1917 г. страна обладала солидной судостроительной и судоремонтной базой. Общее количество занятых на ней рабочих достигало 90 тыс. чел. Самым крупным судостроительным и судоремонтным центром стал Петроград, где только Морское ведомство имело 11 заводов этого профиля. В составе Российского флота к тому времени числилось 558 военных кораблей различных классов, а также более 500 судов торгового флота, использовавшихся для военных целей. Кроме того, достраивались на воде 56 и находились в постройке еще 23 корабля.
22-23 февраля 1917 г. адмирал И. К. Григорович по заданию царя произвел смотр Кронштадтского гарнизона. Он поблагодарил моряков за службу, хотя понимал, что это не приведет к какому-то ослаблению напряженности в стране и столице. Недовольство народных масс нарастало. 2 (15) марта Николай II отрекся от престола. Было образовано Временное правительство. Морской министр И. К. Григорович продолжал оставаться на своем посту и управлять Морским министерством.
После Февральской революции начались обыски и аресты членов царского правительства. Пришли и в квартиру И. К. Григоровича, изъяли служебные и личные документы. Иван Константинович лежал с высокой температурой. Видимо, это и спасло его от ареста.
Во Временном правительстве на министерских постах оказались новые люди. Военным и морским министром был назначен А. И. Гучков. 22 марта он направил И. К. Григоровичу письмо следующего содержания: «Милостивый государь Иван Константинович! Обстоятельства настоящего момента указывают на желательность подачи Вами прошения об отставке, которая будет принята Временным правительством. С совершенным почтением А. Гучков».
Просьбу пришлось выполнить. 31 марта 1917г. Гучковым был подписан приказ по армии и флоту, где было сказано: «Увольняется от службы член Государственного совета адмирал И. К. Григорович по расстроенному здоровью с мундиром и пенсией».
Так завершилась военная карьера 64-летнего генерал-адъютанта, члена Государственного совета, кавалера многих российских и иностранных орденов, почетного гражданина отторгнутых от России городов Таллина (Ревеля), Николаева и Севастополя, морского министра адмирала И.К. Григоровича.
За свою многолетнюю службу И.К.Григорович был награжден орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом и 3-й степени с мечами, Св. Станислава 1-й степени с мечами, Св. Анны 1-й степени, Св. Владимира 2-й степени, Белого орла, Александра Невского с бриллиантами; орденами иностранных держав: Вазы (Швеция), Страны восходящего солнца (Япония), Командорским крестом Св. Даниила (Дания), Офицерским и Командорским крестами Почетного легиона (Франция), Командорским крестом Олафа (Норвегия), Двойного дракона 2-го класса (Китай), Искандера 1-й степени (Бухара), Св. Даниила 1-й степени (Чехословакия), Большим крестом Св. Маврикия и Лазаря (Италия), Спасителя 1-й степени (Греция), Большим командорским крестом (Швеция), Большим крестом Почетного легиона (Франция). Здесь не указаны ордена младших степеней, за исключением разновидностей ордена Св. Владимира, так как награждение производилось строго последовательно, и награжденный орденом старшей степени обязательно имел все ордена младших степеней.
После ухода в отставку он оставил казенную квартиру в здании Главного адмиралтейства, где помещалось Морское министерство, и с младшей дочерью Натальей поселился сначала в гостинице «Астория», а затем съехался с семьей своего зятя, бывшего (последнего) директора Морского корпуса вице-адмирала В.А. Карцова, женатого на его старшей дочери Марии. Вместе они сняли квартиру на Надеждинской улице (ныне ул. Маяковского).
С 1918 по 1919 гг. И.К. Григорович работал научным сотрудником в Морской исторической комиссии по изучению опыта первой мировой войны на море, а с июня 1919 г. по декабрь 1921 г. старшим архивариусом в Морском архиве республики (ныне РГА ВМФ). В те полуголодные осенне-зимние месяцы 1919 г. жить и работать приходилось в неимоверно трудных условиях. Петроград находился на осадном положении. Были крайне ограничены возможности передвижения по городу и затруднена связь с его окрестностями, где проживала часть сотрудников. По месту жительства они привлекались к дежурствам и общественным работам. Их беспокоили частые, преимущественно ночные, тревоги при посещении жилья представителями исполнительной власти, уплотнение квартир, появление в них подселенцев. Сохранилось трогательное письмо, в котором 9 ноября 1920 г. от имени архивных коллег Григоровича Лебедев (директор архива) писал ему: «…Служащие архива, собравшиеся сегодня, в день своего праздника - Св. Нестора Летописца, за чашкой чая, просили меня передать Вам свое огорчение, что были лишены возможности видеть Вас в своей среде, и просят принять Вас прилагаемый кусок сладкого пирога, часть общего угощения, как знак глубокого к Вам уважения…». То было суровое и голодное время.
Зимой 1920 года из-за отсутствия дров пришлось на несколько зимних месяцев переехать к академику А.Н.Крылову на Петроградскую сторону, с которым И.К.Григоровича связывали близкие отношения еще в бытность его Морским министром. Об этом периоде времени А.Н.Крылов писал: «Зимой 1920/1921гг. у меня жил И.К. Григорович, ибо у меня были дрова, а у него нет…».
 Чтобы не умереть с голоду вместе с семьей, Ивану Константиновичу пришлось обратиться к своему старому ремеслу, которым он увлекался, рисуя маслом изящные миниатюры с кораблями и морскими пейзажами - живописи. Но в 20-е годы было не до пейзажей, и Иван Константинович занялся рисованием рекламной продукции - тортов и других сластей для витрин и коробок кондитерского магазина. Именно в это трудное время Иван Константинович работал над своими мемуарами «Воспоминание бывшего морского министра», которые он закончил писать в 1922 году. Рукопись этих мемуаров хранится в Российском государственном архиве ВМФ. Часть из них была опубликована в 1993 г. издательством «Дева» в Санкт-Петербурге тиражом 5000 экз. и доработанные переизданы тиражом 1000 экз. в 2005 году «Морской газетой» - «Кучковое поле». В этом громадная заслуга принадлежит как по первому изданию, так и по второму доктору технических и доктору исторических наук профессору капитану 1 ранга в отставке И.Ф.Цветкову.
При обзоре деятельности И.К.Григоровича после революции в Морском архиве были использованы материалы сотрудника РГА ВМФ заслуженного работника культуры РФ В.Н.Гудкина-Васильева.
С 1922 г. начались сложные и долгие хлопоты о разрешении на выезд для лечения за границу. Его здоровье, уже достаточно расстроенное напряженной работой в Морском министерстве, под влиянием жизненных неурядиц продолжало ухудшаться. Медицинское обследование не принесло утешения - опухоль головного мозга, необходима сложная операция по ее удалению с обязательной трепанацией черепа. В то время в России такую операцию при полном отсутствии лекарств сделать было невозможно. Лечение было возможно только за границей. С громадным трудом разрешение было наконец получено: незадолго до отъезда из Советской России он писал начальнику Морского штаба РККФ А.В. Домбровскому (бывшему в свое время подчиненным Григоровича), который и помог Ивану Константиновичу получить разрешение на выезд.
Осенью 1924 г. И.К. Григорович выехал за границу для лечения. В том же, 1924,  году его успешно прооперировали, после чего он поселился в южном французском городке Ментоне департамента Морские Альпы, и как выяснилось позже, он навсегда покинул Родину, хотя и не иммигрировал, а уезжал как гражданин СССР на лечение. Живя во Франции, Григорович стоял в стороне от общественных эмигрантских кругов, но был небезучастен к судьбе изгнанников, горячо и живо откликался на все волновавшие их события, много читал, внимательно следил за публикациями на морские темы в периодической печати и эмигрантских изданиях.
Талант живописца помог И.К. Григоровичу выжить в эмиграции. Здесь, на берегу Лазурного берега Средиземного моря, Ивану Константиновичу пригодилось его умение рисовать. Трудно даже предположить, что именно талант художника станет его единственным средством существования. Последний Морской министр Императорской России, русский адмирал И.К.Григорович во Франции жил тем, что продавал свои картины, преимущественно морские пейзажи, чтоб как-то свести концы с концами. Он писал их на набережной Ментона, незаслуженно забытый на Родине. Здесь на пленере этого курортного небольшого городка рядом с кладбищем было его любимое место, с которого открывался прекрасный вид морских далей. Он иногда шутил, что готов подниматься сюда хоть тысячу раз, но совсем не хотел торопить тот день, когда его понесут отсюда другие.
3 марта 1930 г. в 77-летнем возрасте И.К. Григорович скоропостижно скончался. Его прах был захоронен в этом же городке на частном кладбище «Trabuquet» на месте 1963.
На надгробии И.К. Григоровича имеется надпись на английском языке: «... Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нем, кто так много думал о тебе...».

Часть третья

14 февраля 2003 г. по инициативе военно-исторической секции Дома ученых Российской академии наук и Совета старшин СПб Морского Собрания и лично его председателя Н.В. Орлова в Центральном военно-морском музее (ЦВММ) состоялась историческая конференция, на которой морская общественность города отметила 150-летие со дня рождения И.К. Григоровича. Перед началом конференции ее участники осмотрели выставку «Последний Морской министр Российской империи», подготовленную Центральным военно-морским музеем, Российским государственным архивом ВМФ и Центральной военно-морской библиотекой по случаю этой даты. На конференции присутствовали внучки адмирала Ольда и Кира.
 
Image
 
С целью увековечения памяти адмирала участники конференции сочли целесообразным выйти с ходатайством перед исполнительными и законодательными органами о рассмотрении возможности присвоения одному из боевых кораблей имени адмирала И.К. Григоровича, о перезахоронении его праха в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Троицкой Александро-Невской лавры, где в фамильном склепе похоронена его жена Мария Николаевна. Иван Константинович хотел быть погребенным на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. На плане склепа, справа от могилы жены, он обозначил место для своего упокоения и написал: «Здесь прошу моих детей похоронить и меня».
Внучки Григоровича - Ольда Вадимовна и Кира Вадимовна - вышли с этой же инициативой к руководству ВМФ России.
СПб МС была изготовлена памятная мемориальная доска с профилем адмирала И.К. Григоровича, которая в торжественной обстановке 15 марта 2004 г. в день 85-летия ЛенВМБ была установлена и открыта на здании Адмиралтейства. Доску освятил отец Александр из Николо- Богоявленского морского собора. Символично, что в этот же день на здании Матросского клуба на площади Труда была установлена памятная мемориальная доска матросу Кошке, герою обороны Севастополя в русско-турецкой войне 1853-1856 гг.
3 марта 2005 года в Морском Николо-Богоявленском соборе по инициативе Дома ученых Российской академии наук в присутствии внучек адмирала И.Григоровича Ольды Вадимовны и Киры Вадимовны в связи с 75- летием со дня смерти И.Григоровича прошла поминальная панихида, которую провел отец Григорий.
 
Image
 
В марте 2005 года была начата и в средине июля этого же года была закончена реставрация и ремонт фамильного склепа семьи Григоровичей на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Организовала ремонт и реставрацию склепа Ленинградская военно-морская база. Реставрацию и ремонт выполнили полностью за счет пожертвований частных и юридических лиц при помощи Фонда развития ритуальных услуг «Новодевичье кладбище», учредителем которого является Ассоциация ритуальных компаний г. Санкт-Петербурга. На эти цели было затрачено по сметной стоимости 1 млн. 600 тыс. рублей. Цели и задачи фонда: воссоздание и ремонт исторических памятников и надгробий на кладбищах города.
Утром в 9.00 15 июля 2005 года отряд кораблей ВМФ России, в составе гвардейского ракетного крейсера «Москва» (командир корабля гвардии капитан 1 ранга Александр Вадимович Щербицкий) и сторожевого корабля «Пытливый» (командир корабля капитан 2 ранга Сергей Иванович Троцев) под флагом командующего Черноморским флотом вице-адмирала А.А.Татаринова зашел в порт Ментона. Боевые корабли в порт этого маленького курортного городка не заходили никогда, но для наших кораблей было сделано исключение. У них особая миссия - они доставят на Родину в Россию для перезахоронения останки последнего Морского министра дореволюционной России адмирала И.К.Григоровича. «…Российские корабли у наших берегов - это напоминание о том прошлом, которое связывает наши страны. К этому прошлому мы обращаемся сегодня, передавая российским морякам останки адмирала Ивана Григоровича…», говорил в своем интервью депутат-мэр г. Ментоны Жан-Клод Гибаль.
16 июля в 10 часов по местному времени на кладбище г. Ментоны начался траурно-торжественный ритуал передачи французской стороной останков адмирала И.К.Григоровича представителям Военно-Морского Флота Российской Федерации.
Представители обеих сторон подписали протокол передачи останков бывшего Морского министра России адмирала Ивана Константиновича Григоровича. С российской стороны протокол подписали командующий Черноморским флотом России вице-адмирал А.А.Татаринов, председатель Санкт-Петербургского Морского Собрания, почетный Генеральный консул княжества Монако в Санкт-Петербурге Н.В.Орлов, Генеральный консул России в Марселе О.Б.Чудинов и почетный консул России в Монако Клод Палланка. С французской стороны протокол подписали: по поручению префекта департамента Морские Альпы Пьера Брёй заместитель префекта Кристиан Абрар, морской префект Средиземноморской военно-морской зоны вице-адмирал Жан-Мари Ван Юффель, мэр г. Ментона Жан-Клод Гибаль и заместитель мэра г. Ментона Патрис Новели.
 
Image
 
Звучит горн, и 4 капитана 2 ранга Черноморского флота поднимают гроб с останками адмирала на плечи, и торжественно-траурная процессия отправляется в путь к причалу по узким улочкам Ментона. На пути их прохождения в маленьком французском курортном городке были перекрыты все улицы и автомобильные трассы. Этот путь оказался самым тяжелым, поскольку городок Ментон расположен на гористых склонах французских Альп, и спустить к причалу с кладбища гроб с прахом адмирала при температуре t=+38C° по узким улочкам курортного городка оказалось делом не из легких. Но, тем не менее, гроб с останками адмирала принесли к причалу, проделав путь примерно в 3 км. Почетный караул Черноморского флота и оркестр, да и вся торжественно-траурная церемония вызвали большое уважение у жителей и отдыхающих Ментона. Приезжали люди даже из Марселя и Ниццы. На причале гроб с останками адмирала был помещен на катер командующего Черноморским флотом и доставлен на борт гвардейского ракетного крейсера «Москва», проделав путь мимо российского сторожевого корабля «Пытливый» и французского военного корвета. К этому времени на палубе крейсера был выстроен весь его личный состав и участники торжественно-траурной церемонии. При вносе гроба с останками адмирала И.Григоровича на борт крейсера с него прозвучал торжественный артиллерийский салют из 19 выстрелов, что придало церемонии еще большую торжественность. На борту российского крейсера адмиралу были отданы первые почести как человеку, который возродил Российский флот после его поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. Был небольшой торжественно-траурный митинг.
Надгробная плита с могилы И.Григоровича была загружена в выемку торпедного аппарата крейсера «Москва».
Характеризуя происходящие события, командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.А.Татаринов сказал: «…Эта миссия очень важна. Она важна для восстановления исторической справедливости, она важна для подрастающего поколения наших молодых матросов и офицеров. Служба адмирала Григоровича является примером для каждого из них…». Председатель Санкт - Петербургского Морского Собрания Н.В.Орлов отметил: «…Это был министр, который не имел конфликтов ни с Государственной Думой, ни с Государем Императором. Но при этом флот строился, судостроительная программа выполнялась, деньги на судостроительную программу выделялись в полном объеме и любое крупное и мелкое воровство пресекалось быстро и сразу…».
17 июля в полдень отряд кораблей ВМФ России вышел из Франции и взял курс на Родину. 25 июля он прибыл в Новороссийск, где адмиралу И.К.Григоровичу на торжественно-траурном митинге на родной земле были отданы почести личным составом Черноморского флота. После этой церемонии гроб с останками адмирала был передан командующему Балтийским флотом адмиралу В.П.Валуеву. Вечером того же дня останки адмирала военным самолетом АН-72 ВМФ России были доставлены в Санкт-Петербург. Вся организация перезахоронения адмирала И.Григоровича была выполнена ЛенВМБ при помощи правительства Санкт-Петербурга.
Весь ритуал перезахоронения адмирала И.К.Григоровича по традициям Императорского флота России был разработан председателем геральдического совета при Президенте РФ старшиной СПб МС Г.В.Вилинбаховым.
10.00 26 июля 2005 года. Левашовский военный аэродром. Здесь началась торжественная церемония перезахоронения останков И.Григоровича. Гроб с его прахом командующий Балтийским флотом адмирал В.П.Валуев и Председатель Санкт-Петербургского Морского Собрания Н.В.Орлов накрыли должностным флагом морского министра дореволюционной России.
Выстроены рота почетного караула Ленинградского военного округа и оркестр Ленинградской военно-морской базы. Все торжественно и тихо, и только три женщины не скрывают эмоций. Это внучки адмирала Ольда и Кира и правнучка Наташа, которые ждали этого дня долгие годы.
Раздается звук горна. Почетный караул выполняет команду «На караул!». Капитаны 2 ранга Дмитрий Евгеньевич Желтов, Дмитрий Александрович Хазов, Алексей Владимирович Комаров, Роман Арсенович Мейпариани, Олег Владимирович Тришан и Владимир Николаевич Двойнос поднимают гроб с останками адмирала И.Григоровича на плечи. Это слушатели 1 курса учебной группы 111-ОН командного факультета Военно-морской академии. Впереди гроба с прахом адмирала три офицера. Это капитаны 2 ранга Дмитрий Вячеславович Першин, Максим Викторович Яскевич и капитан 3 ранга Юрий Вячеславович Хохлов в шеренгу по одному несут Андреевские флаги: адмиральский, вице-адмиральский и контр-адмиральский, характеризующие ступени должностной служебной лестницы, которую прошел И. Григорович. Это тоже слушатели 1 курса факультета вооружения Военно-морской академии.
Председатель Санкт-Петербургского Морского Собрания Н.В.Орлов и командующий Балтийским флотом адмирал В.П.Валуев докладывают первому заместителю ГК ВМФ адмиралу Михаилу Георгиевичу Захаренко о том, что гроб с прахом последнего Морского министра Российской Империи в Санкт-Петербург доставлен. Оркестр исполняет траурный марш 1908 года. Гроб с прахом адмирала  ставят на катафалк и торжественно-траурная процессия направляется к Адмиралтейству. Её путь лежит по Приморскому шоссе мимо Военно-морской академии, мимо крейсера «Аврора», участника русско-японской войны 1904-1905 гг., мимо Петропавловской крепости, мимо Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, мимо Ростральных колонн и Центрального военно-морского музея.
У Адмиралтейства уже выстроены почетный караул и оркестр, адмиралы и офицеры ЛенВМБ, ГШ ВМФ, Военно-морской академии, 6 ВСОК, Балтийского флота, высших военно-морских учебных заведений и частей, а также представители правительства и общественности Санкт-Петербурга. Подъезжает торжественно-траурная процессия. Гроб с прахом адмирала И.Григоровича те же офицеры с соблюдением того же ритуала, что и на аэродроме в Левашово приносят под мемориальную доску адмирала И.Григоровича, укрепленную на здании Адмиралтейства, и ставят на подиум у стены.
Старейшее военно-морское ведомство для памятных торжеств выбрано не случайно. В этом здании с 1911 года в бытность И.Григоровича Морским министром были его служебная квартира и служебный кабинет. Путь к этому зданию он начинал со звания мичмана.
Звучит горн. Начинается гражданская панихида. Её открывает первый заместитель ГК ВМФ адмирал М.Г.Захаренко. Затем выступили Председатель Санкт-Петербургского Морского Собрания Н.В.Орлов, командующий Балтийским флотом адмирал В.П.Валуев и внучка адмирала Ольда Вадимовна.
Гражданская панихида закончилась. Командир ЛенВМБ вице-адмирал В.Ю.Кудрявцев отдает соответствующую команду, и все воинские части проходят под звуки оркестра парадным строем мимо гроба с прахом адмирала И.Григоровича, после чего весь ритуал повторяется, как и на аэродроме в Левашово. Гроб ставится на катафалк и торжественно-траурная процессия в автомобильной колонне по набережной Невы мимо здания Зимнего дворца направляется в Александро-Невскую Лавру.
В 13.00 в Лавре её наместник архимандрит Назарий возглавил торжественное богослужение-панихиду. Гроб с прахом адмирала был установлен в центре Лавры. В сослужении приняло участие духовенство Санкт-Петербургской епархии. Рота почетного караула и оркестр были выстроены у фамильного склепа на Никольском кладбище. После панихиды гроб с прахом под траурный марш 1908 года перенесли к фамильному склепу семьи Григоровичей, где он был установлен на подиум у входа в склеп. Здесь была отслужена лития, после чего гроб под троекратный салют роты почетного караула был установлен в фамильном склепе. Представители официальных делегаций возложили к могиле венки и цветы.
Так через 75 лет завещание адмирала было выполнено. Как и желал Иван Константинович, его похоронили рядом с любимой женой Марией Николаевной в фамильном склепе Никольского кладбища Троицкой Александро-Невской Лавры.
Возвращение его праха на Родину, это надежда на возрождение престижа нашего флота.
Главнокомандующий ВМФ выразил председателю Санкт-Петербургского Морского Собрания Н.В.Орлову благодарность за большую работу и личное участие в решении сложных вопросов, связанных с увековечиванием памяти адмирала И.К.Григоровича, и поручил ему лично руководить мероприятиями по перезахоронению видного военного и государственного деятеля России выдающегося флотоводца адмирала И.К.Григоровича.

С. П. Сирый,
председатель военно-исторической секции Дома ученых РАН, председатель секции истории Российского флота и историограф С.-Пб. Морского Собрания, заслуженный работник высшей школы России, профессор.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.