Ничто не предвещало беды накануне прошедшего Дня ВМФ в Санкт-Петербурге. Впервые после многолетнего перерыва в устье Невы зашло значительное количество боевых кораблей. Флагманом парада должен был стать сторожевой корабль «Неукротимый», но из-за подрыва заряда в непосредственной близости от правого борта сторожевика во время репетиции водно-спортивного праздника корабль получил пробоину. Естественно, об участии в параде пришлось забыть…
…Столб воды, поднятый взрывом, обрушился на палубу корабля. Уже через секунды стало ясно, что-то пошло не так, взрыв повредил корпус. Тут же радиоэфир «взорвался» шквалом позывных, все частоты заполнились тревожными переговорами - «Неукротимый» терпит бедствие...». Командиром дежурных сил на Неве на время праздничных мероприятий был назначен капитан 2 ранга Константин Антонов. Под его руководством пожарный корабль пускал в небо фонтаны воды. ПЖК-5 располагался у борта «Неукротимого» и буквально перед взрывом отошёл пускать фонтаны. Капитану ПЖК-5 Юрию Карпову, немедленно поступила команда вернуться к сторожевику и оказать помощь. Быстро развернули линию откачки воды и уже через 20 минут после происшествия приступили к откачке. В течение часа развернули вторую и третью линии. Для страховки пришёл из Галерной гавани и ПЖК-53.Также от службы поисковых и аварийно-спасательных работ ЛенВМБ в оказании помощи «Неукротимому» участвовал рейдовый водолазный катер РВК-12-52. Водолаз старшина 2 статьи Александр Смирнов спустился под воду и обнаружил пробоину. - Её размеры шокировали, - рассказывает Константин Антонов. - 2 метра 80 сантиметров на 40 сантиметров в максимально широкой части с прогибом вовнутрь до 30 сантиметров. Пробоина располагалась в районе где-то 120-125 шпангоута. Вода поступала в кормовое машинное отделение. Только 10-12 сантиметров отделяли пробоину от носового машинного отделения. Если бы поступление воды началось в оба машинных отделения, вряд ли бы удалось поддержать плавучесть корабля. Тем временем приняты меры по заводу лёгкого пластыря, но они оказались неэффективными. Из-за бортовых успокоителей качки пластырь не смог плотно притянуться к корпусу. Поступление воды в огромную трещину продолжалось. Продолжалась и поистине героическая работа экипажа по борьбе за живучесть корабля. Начала происходить фильтрация воды в смежные отсеки, в том числе носовое машинное отделение. Заполнились коридоры гребных валов правого борта. Личный состав «Неукротимого» предпринимал всё для приостановки фильтрации, откачки воды и для сохранения энергообеспечения. Можно сказать, что партию первой скрипки в тот момент исполняло командование соединения кораблей (командир контр-адмирал Белоглазов) и личный состав СКР. Через полтора-два часа приняли решение о немедленной постановке корабля в док. Была произведена разводка мостов, и корабль отбуксировали к доку Северной верфи. Вся спасательная операция не ограничилась мероприятиями на третьем рейде Невы (между мостами Лейтенанта Шмидта и Дворцовым). Длилась операция неделю. ГНИИ МО РФ принял участие в разработке проекта постановки корабля в док (разрабатывал начальник судоподъёмного отдела капитан 1 ранга Андрей Крамаренко). Неординарна ситуация, когда корабль становится в док с полными запасами и с порядка 300 тоннами принятой воды. Здесь надо учитывать и низкую осадку, и наличие дифферента на корму, и возможность деформации корпуса, вплоть до перелома, при постановке корабля на клетки в доке. Этого удалось избежать. В доке корпус корабля отремонтировали. Дальнейший ремонт «Неукротимый» проходит на судоремонтном заводе «Янтарь» в Калининграде. Служба поисковых и аварийно-спасательных работ ЛенВМБ в возникшей чрезвычайной ситуации сработала четко. Оказались подготовленными и люди, и техника, однако положение самой СПАСР ЛенВМБ далеко не лучшее, и срочная помощь необходима и этой структуре. Суда вспомогательного флота старые, работают на пределе возможностей. Есть даже плавсредство 1953 года! В течение длительного времени новые суда для спасателей не поступают. Из-за крайне низких зарплат в СПАСР практически нет гражданских водолазов. Подводные работы выполняют водолазы матросы срочной службы. Чтобы обучить водолаза, требуется как минимум год. Если срок срочной службы сократится до одного года, подготовить водолаза из числа матросов будет просто невозможно. Другая проблема: тянущийся с 2001 года ремонт на спасательном судне «Карпаты», а ведь только на нём есть комплекс для работы водолазов-глубоководников. «Очередной» срок завершения ремонта «Карпат» назначен на 2006 год. Остаётся только надеяться, что помощь водолазов-глубоководников на Балтике никому не потребуется. Но чрезвычайные происшествия на флоте, в частности недавнее с батискафом на ТОФе, показывают, что к внезапной и серьёзной операции люди и техника зачастую оказываются неподготовленными. А беда всегда приходит неожиданно…
|