К 100-летию Героя России А.М. Матиясевича (1905-1995 гг.) Родился Алексей Матиясевич 17 сентября 1905 года в Смоленске. С 1921 г. плавал матросом на судах Мурманского пароходства. Окончил Киевский морской техникум и Ленинградское морское училище. В 30-е годы, будучи штурманом, помощником и капитаном разных судов, осваивал Северный морской путь в Арктике. С 1940 г. в ВМФ. Окончив специальные курсы командиров подводных лодок, служил на Балтике помощником командира, а с осени 1941 г. и всю войну - командиром лодки «Лембит». В 1946-1955 гг. командовал: Щ-303, М-401, учебной БПЛ, Отдельным дивизионом лодок, преподавал на Высших офицерских классах ВМФ. Капитан 1 ранга с 1950 г. После увольнения в запас в конце 1955 г. возвратился в Морфлот, где капитаном дальнего плавания еще служил 25 лет. Скончался он в январе 1995 г. Посмертно - 29 ноября 1995 г. – Герой Российской Федерации.
С Алексеем Михайловичем я познакомился в сороковые послевоенные годы, проходя подводную службу на Краснознаменном Балтийском флоте (КБФ), где он командовал Отдельным дивизионом лодок, занимался испытанием новой подводной техники и вооружения. В 1951 году мы встретились в стенах известного Учебного отряда подводного плавания (КУОПП им. С.М. Кирова) в Ленинграде. Здесь А.М. Матиясевич десять лет назад проходил переподготовку из моряков морского флота на военного подводника. Получив богатый боевой опыт командования подводным минным заградителем Краснознаменной подводной лодки «Лембит» и соединением лодок, Алексей Михайлович преподавал нам, слушателям офицерских классов подводников, тактику ведения боевых действий лодок. С особым интересом молодые офицеры участвовали в практических занятиях и слушали лекции двух внешне симпатичных, подтянутых подводных балтийских асов капитанов 1 ранга Сергея Прокофьевича Лисина, Героя Советского Союза и Алексея Ми-хайловича Матиясевича, чей боевой командирский успех (по потопленному тоннажу) входил в ли-дирующую группу самых результативных командиров А.И. Маринеско, П.Д. Грищенко и М.П. Августиновича. В то время мы не полагали, что справедливость восторжествует только спустя много лет. Высшей награды - Золотой Звезды - удостоит страна посмертно двух заслуженных балтийских командиров лодок: А.И. Маринеско - Героя Советского Союза (1990 г.) и Героя России А.М. Матиясевича (1995 г.). Многих жертв стоила нашему народу Победа над фашистской Германией. Почти половина балтийских лодок не вернулась из боевых походов. Среди наиболее «везучих» по живучести и по боевому успеху оказались экипажи двух подводных минных заградителей: Гвардейская Л-3 «Фрунзевец» (последний военный командир - Герой Советского Союза В.К. Коновалов) и Краснознаменная лодка «Лембит». Под командованием капитан-лейтенанта В.А. Полещука (1 поход) и капитан-лейтенанта, капитана 3 ранга А.М. Матиясевича (7 походов) «лембитовцы» в сложнейших условиях Балтийского театра и активном вражеском противодействии топили вражеские корабли и суда, выполнив 8 успешных торпедных атак и 5 минных постановок. На боевом счету этой лодки 25 уничтоженных и поврежденных судов противника. Несколько слов о «корабельной судьбе» подводной лодки, получившей имя народного героя Эстонии Лембита. Началась она в 1936 году на английской верфи в г. Барроу, как и однотипной второй лодки «Калев», заказанных правительством Эстонии. На следующий год они вступили в состав эстонских ВМС. С вхождением трех прибалтийских стран в Советский Союз на лодках подняли военно-морские флаги, и 19 августа 1940 года их зачислили в КБФ. В знак уважения к эстонскому народу и его истории сохранились ранее присвоенные лодкам имена национальных героев. Почти 15 лет «Лембит» использовался по прямому назначению, как подводный минный заградитель. Его экипаж прошел многими балтийскими маршрутами, занимался боевой подготовкой и успешно вел боевые действия в годы войны. Несмотря на крайне сложную обстановку на морском театре и большие потери среди балтийских лодок, «лембитовцы», выдержав многочисленные бомбежки, аварийные ситуации и пожар, топили вражеские суда и корабли, возвращались в базу. Заслуга в том не только прочность металла и надежность техники, а, в первую очередь, запас боевой и моральной прочности экипажа, которым почти всю войну командовал А.М. Матиясевич. Недаром к концу войны подводники называли эту лодку «бессмертной субмариной». Кстати, в дружном многонациональном и сплоченном коллективе подводников лодки «Лембит» были эстонцы, хорошие специалисты и надежные боевые товарищи. Некоторые из них часть войны провели позднее в боях на сухопутном фронте. Э. Аартеэ возглавлял партизанский отряд в ленинградской бригаде, его награды: орден Ленина, два Отечественной войны и медали - свидетельствуют о мужестве и героизме коммуниста, старшего лейтенанта. Это мое отступление, а также целая глава книги А. Матиясевича «По морским дорогам», готовящейся ныне к переизданию, с описанием боевых дел «лембитовцев», может быть, дойдет до русофобов из Прибалтии, где не умолкают заявления о «советской оккупации» и отмечаются заслуги прибалтийских эсесовских вояк. В 1955 году «Лембит» стала учебно-тренировочной станцией (УТС) по отработке подводников борьбы за живучесть, позже ее перевели на Волгу, передав в аренду судостроительному заводу «Красное Сормово» в городе Горьком. Там она в качестве плавсредства продолжала служить подводникам лодок, строящихся на заводе до 1979 года. В этом же году была возвращена на Балтику в Таллин. Учитывая особые боевые заслуги Краснознаменного экипажа военного времени «Лембита», командование ВМФ по согласованию с руководством Эстонии приняло решение о переоборудовании лодки в музей. С мая 1985 по апрель 1992 гг., в качестве филиала музея дважды Краснознаменного Балтфлота (ДКБФ), лодка - мемориал пропустила через свои отсеки тысячи советских и иностранных экскурсантов, в большей части молодежи, знакомившихся с устройством подводного корабля, с боевыми делами экипажа и деятельностью других балтийских подводников. После предоставления Эстонии независимости музейная подлодка превратилась новыми властями в филиал эстонского морского музея, прошла в 2000 году докование и, как мне стало известно из разговора с нынешним ее директором, находится у причала Минной гавани, реставрируется в «первозданный вид эстонской лодки довоенного времени». В моем представлении после встреч и общения с Алексеем Михайловичем в годы службы и ветеранское время он остается заслуженным боевым подводником, настоящим Моряком с широким кругозором, грамотным, эрудированным, высокопорядочным человеком. Всему этому способствовала его учеба и плавание на судах Морского флота, суровая школа подводной войны, ответственная работа в ВМФ и Морфлоте в послевоенное время. Морские просторы с юных лет оставались его призванием, потому, закончив преподавательскую работу на офицерских классах подводников, он в 1956 году возвратился по-прежнему в близкий ему Морской флот. Капитан дальнего плавания вновь стал водить суда по океанским маршрутам. Сойдя с капитанского мостика по возрасту, он продолжал трудовую морскую деятельность еще четверть века. Работал помощником капитана Ленинградского морского торгового порта, затем лоцманом, с исполнением обязанностей старшины лоцманской службы порта. В заключение продолжительной трудовой деятельности почти десять лет, до 1981 года, работал в Гидрографическом предприятии Министерства морского транспорта в должности заместителя начальника отдела общего мореплавания. За большие личные заслуги, безупречную 45-летнюю службу на судах и организациях морского транспорта Алексей Михайлович был объявлен Почетным работником Морского флота Советского Союза, Почетным полярником, он также являлся действительным членом Географического общества СССР. Будучи ветераном, Почетным членом президиума Объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ (ОСВП ВМФ) Алексей Михайлович активно занимался военно-патриотической работой. Он часто встречался со школьниками, курсантами морских и военных училищ, делился своим богатым военно-морским и жизненным опытом, выступал на радио и телевидении. Его воспоминания о боевой деятельности подводников и освоении Арктики публиковались во многих СМИ. Кинорежиссер В.Правдюк, накануне 50-летнего юбилея Победы, создал в телевизионном цикле «Победители» документальный 45-минутный фильм об одном из активнейших советских подводников Великой Отечественной войны, орденоносце, полярнике, капитане дальнего плавания капитане 1 ранга А.М. Матиясевиче. К сожалению, мы, ветераны-подводники, смотрели его уже без главного персонажа. Можно полагать, что рассказ о замечательной героической личности, доведенный до многомиллионной массы телезрителей, мог оказать определенное влияние на присвоение в том же году Алексею Михайловичу заслуженного звания Героя России. У читателя может возникнуть вопрос, почему только через 50 лет после окончания войны была должным образом оценена высокая заслуга А.М. Матиясевича - талантливого моряка, командира подводной лодки, добившегося рекордного числа потопленных вражеских судов? Сошлюсь на высказывания (в середине 80-х гг.) адмирала Александра Евстафьевича Орла - авторитетного подводника, бывшего военного комбрига и командующего ДКБФ: «Матиясевич слишком деликатный или, если хотите, интеллигентный. В его докладах о боевых походах все в экипаже трудились, старались, проявляли находчивость и мужество! Но что сделал командир лодки, оставалось неясным. Вот и результат: в октябре 1942 года наградили 10 «лембитовцев» орденом Ленина, 14 - орденом Красного Знамени, 12 - орденом Красной Звезды, а Матиясевич, представленный к званию Героя Советского Союза, так им и не стал. Вот так оборачивается скромность в действительной жизни». Конечно, не только скромность сыграла негативную роль в этом наградном деле. Выскажу свое мнение, сверенное с лицами, принимавшими участие в неоднократном ходатайстве о присвоении ему звания Героя Советского Союза. По характеру Алексей Михайлович был человеком принципиальным и прямолинейным, не склонным улавливать начальственные намерения и заключения, из-за чего считался «неудобным». Будучи по натуре действительно скромным человеком, Алексей Михайлович не терпел пустозвонства, излишнего восхваления некоторыми командирами боевых успехов, как и своих. Зная профессионально лучше многих офицеров характеристику отечественных и иностранных транспортов и танкеров, он выступал против приукрашивания тоннажа потопленных судов. Отдавая должное мужеству и слаженности действий экипажа С-13 и способностям его командира, Алексей Михайлович не соглашался с особо ретивыми писателями и журналистами, да и с некоторыми своими коллегами, которые превозносили «атаку века» А.И. Маринеско,до масштаба ее «стратегического влияния на изменение исхода войны». Исход войны к началу 1945 года был уже предопределен успешными действиями советских войск на сухопутном фронте. А в отношении погибших подводников (в т.ч. командиров лодок) на потопленной германской плавбазе «В.Густлов», значительно завышенных по первым непроверенным сведениям, Матиясевич А.М. справедливо писал: «Потеря большого количества подводников решающего значения в то время для подводного флота уже не имела… запланированного вступления в строй новых лодок XXI и XXIII серий, для которых готовились кадры подводников, не произошло…». Кстати, это подтверждается и в воспоминаниях бывшего главкома ВМС Германии К. Деница. Вероятно, в его внешний и внутренний «портрет» перешли многие отцовские гены. Русский офицер и красный командир, Михаил Степанович Матиясевич был личностью примечательной. Отличился храбростью и смелостью в русско-японской, первой мировой и гражданской войнах, да и не только в боях. За что, вероятно, и был временно репрессирован в 1937 году, как бывший царский полковник. Приняв Октябрьскую революцию, он добровольно перешел на сторону народа, вступил в Красную Армию, был избрал командиром пехотного полка, назначался командиром бригады, дивизии. С лета 1919 г. он командовал 7-й, затем 3-й, а в 1920 году 5-й армией. Участвовал в разгроме генерала Юденича под Питером, Колчака под Омском, барона Унгерна в Монголии. Кстати, в офицерской семье М.С. Матиясевича все пять сыновей стали офицерами. Но возвратимся к вопросу о «задержке в присвоении звания Героя». По существующему порядку в послевоенное время награда находила своего героя, если сохранялось на него в архивах представление. А.М. Матиясевич был представлен к званию Героя Советского Союза в 1942 году после успешного четвертого боевого похода и спасения лодки и экипажа, оказавшейся в аварийном состоянии после вражеского нападения. Используя существующее наградное положение, наша ветеранская организация не раз ходатайствовала установленным порядком о восстановлении справедливости в отношении Алексея Михайловича, но, к сожалению, срабатывала чиновничья бюрократия, возможно, подкрепленная деяниями лиц, которым когда-то он «не угодил или не нравился». Последний разговор в Смольном на эту тему состоялся осенью1994 г., где Алексей Михайлович был вместе с председателем ОСВП ВМФ контр-адмиралом Ю.С. Руссиным. Тогда он был обнадежен руководством о скором положительном решении затянувшегося вопроса. Но не дождался Герой своей Звезды. 28 января 1995 г. он скончался и был похоронен на Серафимовском кладбище. Провожали его в последний путь, кроме родных и близких, многие флотские сослуживцы, ученики и ветераны. Грамоту о присвоении звания Героя Российской Федерации и Золотую Звезду вручил Валентине Николаевне - вдове Алексея Михайловича, - его сыну и дочери представитель Президента РФ в зале клуба КУОППа, где ежегодно собирались «лембитовцы» на свои традиционные послевоенные встречи. По инициативе президиума ОСВП, при моем участии и родных А.М. Матиясевича московское издательство «Яуза» (генеральный директор П.М. Быстров) согласилось переиздать книгу «По морским дорогам». В ней Алексей Михайлович рассказывал о своей непростой судьбе моряка Морского флота и подводника ВМФ, сослуживцах, плававших с ним на мирных судах в разных широтах Мирового океана и воевавших на подводных лодках КБФ. Она дополнена не вошедшими ранее сведениями, фактами и иллюстрациями редактором книги, сыном и дочерью Героя. Приближается 100-летие отечественных подводных сил (19 марта 2006 г.). За это время подводные лодки прошли путь технического прогресса от первого погружающегося миноносца «Дельфин» до уникальных тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения системы «Тайфун». Во второй половине прошлого века основу подводных сил стали составлять атомные подводные корабли. Вместе с тем, не ушли в прошлое и неатомные лодки. Школа подготовки кадров и боевого использования атомоходов начиналась с дизель-электрических лодок. Большая часть их командиров училась на военном опыте подводников, таких, как А.М. Матиясевич и его товарищи, прошедшие суровые мили подводного фронта.
|