Наверное, ни для кого не является большим секретом, что история Российского Военно-Морского Флота (в том числе и подводного) для многих флотских офицеров до самого последнего времени остаётся, во многом, «чистым листом»... К сожалению! Времени для ее изучения в период обучения в наших ВВМУЗах как-то хронически недоставало. Да и учебными программами этому особого значения как-то не придавалось. Но далее знакомства с фамилиями знаменитых, известных ещё со школьных времен, славных российских адмиралов и героев-подводников Великой Отечественной войны (начиная со времен Петра Великого и Екатерины II), их подвигами на всех морях и океанах познания морской истории Отечества очень часто не распространялись... И поэтому очень важно, чтобы все больше и чаще появлялись в нашей печати новые, неизвестные дотоле, имена людей, которые в свое время сделали все от них зависящее, чтобы слава флота Российского росла вместе с флотом, а флот России способствовал укреплению авторитета и могущества нашей России... И в ряду этих людей, пионеров нашего подводного флота, имя капитана 2 ранга Сергея Александровича Яновича 2-го, создателя и первого командира «полуподводной лодки», миноносца «Кэта». 20 июня с.г. в историко-литературном выпуске «Флот» была опубликована статья капитана 1 ранга в отставке И.Смирнова «Одиссея подводной лодки «Кэта». Безусловно, подавляющее большинство читателей «Морской газеты» с большим интересом прочитали эту статью и открыли для себя еще одну новую (пусть небольшую) страничку из почти вековой истории нашего славного подводного флота.
11 апреля 2003 года в Музее подводной археологии, расположенном в средневековом замке в г. Выборге, проводилась встреча, организованная президентом общества «Память Балтики» контр-адмиралом Шопотовым К.А. в честь Дня подводников. Во встрече принимали участие члены Выборгского Морского Собрания, ветераны ВМФ и представители общественности. Среди представленных гостям и участникам встречи экспонатов особое место было отведено нескольким схемам, коими при внимательном рассмотрении оказались чертежи полуподводной лодки «Кэта». Гостям был представлен и человек, любезно предоставивший музею эти весьма любопытные и интересные экспонаты. Им оказался племянник создателя и первого командира «миноносца «Кэта» лейтенанта Сергея Александровича Яновича 2-го - Петр Николаевич Гроздов, потомственный дворянин, правнук вице-адмирала Апполинария Александровича Зарина, активного участника Севастопольской обороны 1854 г., бывшего командира линейного корабля «Двенадцать апостолов», начальника обороны Северной стороны, сменившего адмирала Корнилова В.А., переведенного в помощь адмиралу Нахимову П.Н. на оборону Южного берега. Петр Николаевич, на долю которого выпало немало тяжелых жизненных испытаний, среди которых участь сына репрессированного «врага народа», ужасы блокадного Ленинграда, нелегкая многолетняя работа начальником геологической партии с ее бесконечными скитаниями из конца в конец по бескрайним просторам нашего необъятного Отечества, оказался при ближайшем знакомстве очень простым, тактичным и скромным человеком. И когда по прошествии довольно длительного времени с момента той встречи в Выборгском замке я предложил Петру Николаевичу встретиться и обсудить возможность дополнить информацию о его знаменитом дяде, он, не мешкая, согласился. И предоставил материалы, которые, я думаю, с интересом будут восприняты всеми, кто интересуется историей развития подводного флота России. Я надеюсь, эти материалы будут неплохим и крайне необходимым дополнением к статье о «полуподводной лодке «Кэта»... Начало июня 1877 года принесло в семью Александра Егоровича Яновича - потомственного дворянина, судебного следователя уездного суда Бирского уезда Уфимской области, радостное событие - родился третий ребенок. Как следует из свидетельства, выданного «сентября 1 дня 1880 года членом Консистории протоиереем Феодором Троицким», «1 сентября шестнадцать часов /16 ч/ у Коллежского Асессора Александра Егорова Яновича и законной жены его Наталии Ивановой, обоих православных, родился сын Сергей, который крещен того же месяца тридцатого числа /30 ч / священником Дмитрием Сатрапинским...». В семье Яновичей к этому времени было уже двое детей: дочь Римма и сын Андрей (будущий капитан 1 ранга Янович 1-й. - А.А.). Когда мальчику исполнилось 10 лет, скончался глава семейства. В апреле 1891 года вдова надворного советника Наталья Ивановна Янович обратилась с прошением в канцелярию Морского кадетского корпуса с просьбой определить на воспитание в младший подготовительный класс своего младшего сына Сергея. Старший сын в это время уже являлся кадетом корпуса. Прошение было удовлетворено, и 30 августа 1891 года Сергей Александрович Янович был зачислен в Морской корпус. Флот России получил будущего достойного морского офицера, который войдет в историю Российского флота как Янович 2-й Сергей Александрович, конструктор и первый командир «Кэты». После окончания Морского Корпуса он был произведен в мичманы и 15 сентября 1897 года зачислен для прохождения службы в 28-й экипаж Сибирской флотилии. Здесь мичман Янович 2-й получил назначение вахтенным начальником на транспорт «Камчадал», на котором служил до 16.11.1898 года. С 23.03.1899 г. по 14.12.1900 г. исполнял дела ревизора минного крейсера «Гайдамак». В этот период Янович 2-й С.А. неоднократно привлекался к исполнению обязанностей вахтенного начальника на других кораблях флотилии. В частности, оставаясь в должности на минном крейсере «Гайдамак», в период 29.2.-14.03. 1900 г. он находился в плавании на паровом судне «Силач». Серьёзные испытания и проверка боевых качеств ожидали молодого офицера уже летом 1900 года... Конец XIX столетия, особенно 1898 -1901 годы, явился очень напряженным историческим периодом в развитии человечества. Это было связано с мощными общественно-политическими процессами, развернувшимися и бурно протекавшими в Китае. Процессами, активными участниками которых оказались самые могущественные государства мира. Китай к тому времени представлял собой государство экономически и политически отсталое, полуфеодальное, раздираемое к тому же внутренними противоречиями между правящей монархической династией в лице императрицы Цы Си, ее правительством и возрождающимися в стране силами национально-освободительного движения против засилья иностранных государств. На внешней мировой арене развернулась гигантская по размаху борьба за раздел и использование богатейших возможностей, которые Китай мог предоставить развивающимся государствам. Фактически Китай к этому времени был разделен на сферы влияния между крупнейшими державами мира. Германия, Англия, Франция, США, Япония, Россия и другие страны предпринимали невероятные по размаху и цинизму усилия в этом направлении. Результатом этих процессов явилось Боксерское восстание, народное «восстание ихэтуаней», провозглашенной целью которого явилось изгнание иностранцев (и иноверцев) из Китая. Восстание 21.11.1900 года было открыто поддержано императрицей Цы Си, которая своим декретом обратилась к губернаторам страны с призывом: «Пусть каждый из нас приложит все усилия, чтобы защитить свой дом и могилы предков от грязных рук чужеземцев. Донесем эти слова до всех и каждого в наших владениях». Действия китайцев, особенно отрядов «ихэтуаней», отличались особой жестокостью и беспощадностью ко всем иностранцам, независимо от их положения, отношения к китайцам, возраста и пола. Достаточно было быть иностранцем или христианином, чтобы быть зверски убитым... Началась война 9 держав против Китая. Россия в предвоенный период достигла определенных успехов в укреплении своего положения в этом районе планеты. Успешно проходило строительство КВЖД. 27.3.1898 года была подписана русско-китайская конвенция о Ляодунском полуострове, результатом которой явилось получение в аренду на 25 лет Порт-Артура и Ляодунского полуострова, а также получение разрешения китайского правительства на строительство железной дороги Порт-Артур - Харбин, к КВЖД. Китай, как ближайший сосед России, всегда представлял для нее повышенный интерес. Поэтому неблагоприятное развитие процессов в Китае непосредственно затрагивало государственные интересы России, представляло повышенную угрозу ее безопасности, особенно для районов Дальнего Востока, могло существенно ослабить её стратегическое положение в этом важнейшем районе земного шара. Россия активно поддержала совместные усилия союзных войск против Китая. Высочайшим приказом по Морскому ведомству 19.8.1899 года главным начальником и командующим войсками Квантунской армии был назначен вице-адмирал Евгений Иванович Алексеев. Именно благодаря активным и своевременным действиям адмирала, который проявил себя искусным, настойчивым и твердым дипломатом, энергичным и прозорливым полководцем, удалось до конца 1900 года разрешить возникший в Китае военно-политический конфликт. Во многом, в интересах России. Для решения задач на морском театре военных действий и поддержки сухопутных войск совместно с кораблями союзников были подключены морские силы Тихого океана России... Сложная обстановка сложилась к концу июня в районе города Инкоу. Здесь строился большой русский посёлок, порт и станция КВЖД. Здесь же располагалась администрация южного направления КВЖД. 13 июля 1900 года (30 июня по старому стилю) на рейд г. Инкоу прибыл отряд русских военных кораблей, среди которых были миноносец №206, канонерская лодка «Гремящий» и МКР «Гайдамак». К этому времени здесь уже находилась канонерская лодка «Отважный». Прибытие в этот китайский порт русских кораблей было обусловлено необходимостью защиты русского населения. Именно присутствие русских военных кораблей, их активная артиллерийская поддержка действий русских частей, решительные и умелые действия офицеров и матросов десанта во многом способствовали успеху в отражении штурма русского квартала, который был предпринят китайскими войсками и отрядами «ихэтуаней» 22 - 26 июля 1900 г. 26 июля город был полностью очищен от нападающих. На борту минного крейсера находился и мичман Янович 2-й. «За мужество и храбрость при взятии г. Инкоу» он был награжден орденом Св. Станислава III с мечами и бантом. После возвращения из «китайской кампании» Янович 2-й С.А. назначается в команду миноносцев Порт-Артура, исполняя обязанности ревизора команды. Одновременно он - вахтенный начальник на эсминцах №210. В декабре 1901 года офицер участвует в работе приёмной комиссии по приемке миноносца «Бекас». 14 марта 1902 года переведен в Квантунский флотский экипаж. 14 апреля 1902 года мичману Яновичу 2-му С.А. присвоено очередное звание лейтенант. 22 мая 1902 г. он назначается вахтенным начальником эсминца «Лейтенант Бураков» (лейтенант Бураков - офицер канлодки «Кореец», погибший при обстреле кораблей китайской артиллерией форта Дагу 17. 6.1900г.). Уволен от службы в запас флота 10.10.1902 г. Этому предшествовало давно созревшее решение Сергея Александровича создать корабль нового класса - «полуподводную лодку». Корабль, который «благодаря крайней простоте конструкции... не требует столь тщательного выбора и подготовки личного состава. Эта простота устройства исключает также необходимость во внешней помощи, т.к. за отсутствием нежных и сложных механизмов и приборов вероятность поломок весьма незначительна, а таких, с которыми бы нельзя справиться судовыми средствами, почти совершенно исключена...» (из пояснительной записки С.А Яновича в Морской технический комитет). Уже в марте 1902 года он обращается в Морской технический комитет с рапортом, в котором обосновывает необходимость постройки «полуподводной лодки». «Позволю себе указать, - пишет Сергей Александрович в рапорте, - что как бы ни совершенствовались в будущем подводные лодки, в тех местах, где возможность боевого их применения исключается местными условиями моря и берегов, полуподводные лодки всегда сохранят своё значение, как наряду с артиллерией полевой и даже осадной необходимо иметь и горную артиллерию, несмотря на несомненное преимущество боевой силы первых...». С момента увольнения в запас флота в октябре 1902 года все усилия и помыслы, вся жизненная энергия С.А. Яновича 2-го направлены на претворение в жизнь заветной идеи - конструирование и постройка полуподводной лодки. Результатом явилось строительство, испытания и в конечном счете включение миноносца «Кэта» в боевой состав флота. Дальнейший служебный путь офицера в этот период тесно связан с судьбой этого уникального и единственного в истории Российского флота корабля. Молодой, несомненно, талантливый и энергичный офицер и его необычный проект не остались незамеченными. 30 марта 1904 года С.А.Янович 2-й вновь определён на службу. Он назначен в распоряжение Особого комитета по усилению (строительству) военного флота на добровольные пожертвования, образованного 6. 2.1904 года, начальником которого стал Великий Князь вице-адмирал Александр Михайлович Романов. Сергей Александрович прикомандирован к 18 флотскому экипажу. Одновременно, он является наблюдающим за постройкой своего детища на заводе Г.А.Лесснера (12.04.1904 - 26.03.1905 гг.). В период 11.04.1905 - 1.10.1905 гг. - командир миноносца «Кэта», Сибирский флотский экипаж. Этот период в жизни Сергея Александровича довольно подробно описан в статье капитана 1 ранга И.Смирнова. В октябре 1905 года сдал командование миноносцем «Кэта» лейтенанту Унковскому К.А. и вновь был назначен в распоряжение Великого Князя Александра Михайловича, в Санкт-Петербург. В период с апреля по конец октября 1906 - служба на сторожевых катерах. Этот период активной деятельности лейтенанта С.А. Яновича 2-го отмечен очередной наградой - орденом Св. Анны III степени. 22 января 1907 года начинается новый этап в службе Сергея Александровича - он назначен в Особый комитет по организации прибрежной обороны. Этот период окажется самым длительным во всей его флотской службе и продлится до 1 января 1916 года. Он окажется не менее предыдущего насыщен важнейшими событиями и мероприятиями, в которых С.А. Янович 2-й будет принимать самое активное участие. Здесь он занимает последовательно должности члена и делопроизводителя комитета (до 30.04.1908 года), а затем - члена и заведующего канцелярией. Насколько широк и многообразен круг обязанностей Яновича 2-го в комитете, можно судить даже по нескольким фактам из его служебной деятельности... В начале 1907 года начинается строительство большой группы кораблей для выполнения задач береговой обороны, действия на реках и в прибрежных районах для усиления морских сил Тихого океана. Были заложены и находились в стадии достройки несколько кораблей и судов специальной постройки. Это были мониторы типа «Хасан» (пр.1190) и канонерские лодки типа «Бурят». Необходимо отметить, что большая часть этих кораблей была спущена на воду в 1907 -1909 гг. Они вступили в строй в 1907 - 1910 гг. и прошли славный боевой путь в составе Амурской флотилии (в советское время - Амурской Краснознаменной флотилии). А канлодки «Забайкалец» («Красная Звезда»), «Пролетарий» («Уссуриец») и мониторы «Шквал» («Сун Ят Сен»), «Вьюга» («Свердлов») участвовали в Маньчжурской наступательной операции в 1945 году и стали гвардейскими. Эти новые корабли, несомненно, представляли собой мощную и грозную силу. Их своевременный ввод в строй постоянно контролировался Морским комитетом через специально направляемых на судостроительный завод наиболее ответственных офицеров, в частности лейтенантом С.А.Яновичем 2-м, который был назначен наблюдающим за постройкой канонерских лодок и был направлен на Амур... В апреле 1907 года он участвует в качестве представителя от Морского ведомства в экспертной комиссии на 1-й международной выставке автомобилей, двигателей и велосипедов, которая проводилась в Санкт-Петербурге... В 1910 году в Харбине и его окрестностях возникла эпидемия легочной чумы. В связи с реальной угрозой распространения этой смертельно опасной болезни на территорию Ляодунского полуострова, Порт-Артур и ближайшие районы российского Дальнего Востока создается особое совещание для выработки мер по предупреждению распространения чумы, в которое представителем от Морского ведомства назначается старший лейтенант С.А. Янович 2-й (с 6.12.1908 года он - «старший лейтенант). В это время состояние здоровья С.А. Яновича ухудшилось, стали проявляться признаки заболевания легких. После прохождения курса лечения, 1.12.1908 года он зачисляется в береговой состав флота. В конце 1915 года, уже в звании капитана 2 ранга, в которое он был произведен 14.04.1913 года, он направляется в распоряжение командующего транспортной флотилией Черного моря контр-адмирала Львова Николая Григорьевича (22.5.1869 - 23.02.1918). В период с 27.10 по 8.11.1915 г. Янович 2-й принимает участие в плавании транспорта №10 («Белороссия»)... Чтобы понять цели этой командировки и степень ответственности, которая возлагалась на представителя Особого комитета, необходимо представить те условия, которые к тому времени сложились на Черном море. Шла 1-я мировая война. В октябре 1914 года в войну на стороне Германии вступила Турция. Образовался новый фронт в Закавказье. В 1915 году основные усилия Германия сосредоточила на восточном фронте, намереваясь вывести Россию из войны. Основные боевые действия развернулись на сухопутных фронтах. Возросло напряжение и в районе российско-турецкой границы. Ситуация усугублялась тем, что ещё в предвоенное время, в 1909 -1912 гг., военное ведомство упразднило несколько «второстепенных» портов, в числе которых оказался приграничный с Турцией порт, во все времена являвшийся военно-морской базой Черноморского флота России - Батум. К тому времени Батум являлся единственной удобной маневренной базой для легких сил Черноморского флота на всем Черноморском побережье Кавказа. Военное командование не рассматривало всерьёз возможность активного согласованного взаимодействия сухопутных войск и сил флота на кавказском фронте. Вопросы доставки снабжения к линии фронта, огневая и десантная поддержка кораблями береговых наступающих частей не предусматривались и не готовились. Однако развитие событий показало явную ошибочность и недопустимость такой позиции. Укрепление позиций Германии на Черном море, ввод боевых кораблей и обстрел портов Черноморского побережья Поти и Батума крейсерами «Гебен» и «Бреслау» в конце 1914 года, усиление военно-морской активности турецких ВМС (а Турция располагала в бассейне Черного моря внушительной группировкой кораблей - 3 БР, 1ЛКР, 3 КР, 10 ЭМ) заставили военное ведомство и Главный морской штаб энергично взяться за укрепление позиции на этом участке фронта... В частности, для изучения обстановки и принятия энергичных и незамедлительных мер по организации прибрежной обороны и был командирован на Черное море ответственный офицер Особого комитета... капитан 2 ранга С.А.Янович 2-й. Его основное предназначение в этой поездке - комендант береговой обороны Батумской ВМБ. Командировка была достаточно кратковременной, однако положительные результаты были очевидны. В том, что, начиная с 1916 года, роль и значение ВМБ Батум на Черном море существенно возросли (а об этом наглядно свидетельствовали успехи русских войск и Черноморского флота на кавказском фронте в 1916-1917 гг.), есть, безусловно, и заслуга Сергея Александровича Яновича 2-го. Служебная деятельность в Особом комитете... проявленные при этом творчество, инициатива, высокие деловые качества, служебное рвение не остались незамеченными. «За труды, понесенные...» он награжден орденами Св. Анны III степени (1906 г.), Св. Станислава II степени (1909 г.) и Св. Анны II степени (1915 г.). С началом 1916 года наступил заключительный этап в службе С.А.Яновича 2-го. Приказом по флоту и Морскому ведомству от 18 января 1916 года подтверждено его назначение в распоряжение помощника морского министра. Пост морского министра России в то время занимал адмирал Григорович Иван Константинович - последний 18-й морской министр Российской Империи. Для Российской Империи этот период был ознаменован повышенной активностью в создании нового флота, выполнением «Программы усиленного кораблестроения на 1913 -1917 гг.», решением самых различных вопросов (мобилизационных, экономических, социальных и пр.), влияющих на поддержание его высокой боеготовности. Эта колоссальная работа проводилась в условиях продолжающейся 1-й мировой войны и сложной обстановки на фронтах. Вступив в новую должность, Александр Сергеевич со всей присущей ему энергией включился в работу. И вновь неиссякаемая энергия офицера, его творческое и заинтересованное отношение к исполнению служебных обязанностей отмечены высокой наградой. «За труды, понесенные по обстоятельствам настоящей войны» Высочайшим Указом по флоту от 6 декабря 1916 года он награжден орденом Св. Владимира IV степени. С 23 декабря 1916 года он назначается членом Правительственного правления секвестрованного и состоящего в ведении ГАУ Общества северо-западных металлургических, механических и судостроительных заводов от морского министерства. В период 1.01. - 20.05 1917 г. - штаб-офицер для поручений при помощнике морского министра... Шел бурный 1917 год. Свершилась Февральская революция, которая ознаменовала для страны начало длительного периода «смутного времени». Самым негативным образом этот период всеобщего развала отразился на состоянии Военно-Морского Флота России. 31 марта (по старому стилю) уволен со службы морской министр адмирал Григорович И.К. Атмосфера дезорганизации, хаоса и распущенности, неуверенности в будущем не могла не отразиться на состоянии здоровья капитана 2 ранга С.А.Яновича 2-го. Болезнь обострилась. 20 мая 1917 года он по болезни зачислен в резерв чинов Морского министерства, а 12 декабря уволен от службы... Переход на гражданскую жизнь для кадрового офицера, всю свою жизнь посвятившего родному флоту, был тяжелейшим испытанием. К тому же этот переход к гражданской жизни проходил в обстановке послереволюционной неразберихи, переустройства всего общества, слома всех сложившихся жизненных убеждений, взглядов и понятий, полной неопределенности о том, как жить дальше. В обстановке враждебного отношения значительной части общества к офицерам Российской Армии и Императорского флота. К тому же и состояние здоровья не улучшалось. Надежды на заслуженную пенсию, которая бы обеспечила более-менее сносную жизнь отставного офицера флота, рухнули вместе с крушением всей пенсионной системы. Но нужно было жить, обеспечивать семью, искать работу. После длительных и мучительных поисков работы Сергей Александрович устраивается на должность рентгенотехника в Петроградский физиотерапевтический институт. К концу 1920 - началу 1921 года в Петрограде складывается чрезвычайно сложная общественно-политическая и экономическая обстановка. Растет открытое недовольство ухудшающимся экономическим положением большинства рабочих. Начинаются демонстрации и забастовки на предприятиях города. В конце февраля - начале марта 1921 года происходит восстание моряков Кронштадта, подавленное в марте. Начинаются массовые репрессии, поиск и аресты людей, которые могли быть причастны к организации волнений. Среди подозреваемых, в первую очередь, бывшие офицеры флота... Возникшая напряженная обстановка подозрительности, поиска и ареста «бывших», возрастающая угроза подвергнуться аресту и репрессиям подтолкнула С.А.Яновича 2-го предпринять попытку эмигрировать в Финляндию. Однако 16.06.21 года он арестован ВЧК. Постановлением Коллегии ВЧК Петроградского ВО «за попытку перехода границы и сокрытие офицерского звания» 2.11.21 г. осужден к 2-м годам принудительных работ. Он был отправлен для отбывания наказания на Волховстрой. После отбытия срока наказания остался работать в бюро «Волховстрой-Электроток» в качестве технического делопроизводителя. В этой должности Сергей Александрович находился с 10.03.24 по 15.9.25 года. Затем он назначается старшим техником электромонтажного Управления Волховстроя. Ему поручается дело чрезвычайной важности, с которым может справиться только специалист с высочайшим уровнем специальной подготовки, прекрасно владеющий несколькими иностранными языками. Оборудование поступало из Англии и Швеции, и требовалось приложить огромные усилия для того, чтобы выполнить всю предмонтажную подготовку, провести монтаж оборудования и разработать эксплуатационные документы для отечественного персонала, включая технический перевод поступающей документации. Старший техник Янович с успехом справляется и с этой работой. В период 15.11.26 - 21.02.27 гг. он - старший электротехник, заведующий Выборгской районной подстанцией Волховстроя. О том, как офицер флота России исполняет свои обязанности на любом поприще, куда бы госпожа судьба его ни забросила, свидетельствует одна из последних его трудовых характеристик. Причем характеристики, которую писали люди, хорошо знавшие о далеко не революционном прошлом Сергея Александровича, в условиях, когда было не принято положительно характеризовать специалистов из «бывших»: «За все время прохождения службы Янович выказал себя энергичным, исключительно работоспособным, с большой инициативой, пригодным к вполне самостоятельной работе сотрудником. Разносторонние познания, большой технический опыт и знание трех иностранных языков дает возможность признать его за особо ценного сотрудника... Необходимо отметить, что за время заведования Яновичем Выборгской районной подстанцией не произошло ни одной аварии, что, в известной степени, следует отнести к чрезвычайной бдительности, постоянному личному присутствию и вообще выдающимся служебным качествам старшего электротехника Яновича. Заведующий эксплуатацией Булгаков» (из справки №2532, выданной Управлением строительства Волховской гидроэлектрической силовой установки 25 февраля 1927 г.). 21 февраля 1927 года Сергей Александрович Янович был уволен в связи с упразднением должности и общим свертыванием аппарата Волховстроя. Служебный и трудовой путь был завершен... И несколько слов о его семейной жизни. Трудности на жизненном пути помогали преодолевать близкие ему люди. Он был дважды женат. Первой его женой была Августа Александровна Оларовская. Дети от первого брака -Александр и Августа - умерли в младенческом возрасте. За ними последовала и первая жена, которая скончалась вскоре после смерти детей. Второй брак оказался более счастливым. 9 сентября 1913 года Сергей Александрович вступил в брак с Ольгой Христофоровной Гроздовой, дочерью действительного статского советника, помощника начальника придворной капеллы X. Н. Гроздова. К сожалению, детей от этого брака не было... После увольнения из Волховстроя Сергей Александрович не работал. Семья жила на небольшую пенсию и скромные сбережения. 8 августа 1935 года капитан 2 ранга в отставке С.А Янович 2-й скончался и был похоронен на православном Смоленском кладбище г. Ленинграда. Закончилась жизненная «Одиссея» офицера флота России, отдавшего служению России всю свою жизнь. Жизнь, одним из главных принципов которой до последнего вздоха был принцип: «Честь имею!». |