Именно к истории и символике морской авиации России обратился в своем новом труде известный исследователь истории отечественной авиации флота В.Л. Герасимов. В новой монографии заместителя начальника Военно-энциклопедического управления Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации, кандидата исторических наук полковника В.Л. Герасимова «Символика морской авиации Отечества (1915-2006 гг.): исторический аспект»1 речь идет об истории и символике отечественной морской авиации за исторический период с 1915 по 2006 годы.
Структурно книга состоит из введения, семи глав, заключения и приложений. Первая глава труда - «Официальные нагрудные знаки и нарукавные знаки различия авиации ВМФ (1915-2006 гг.)» - включает два параграфа: «Официальные нагрудные знаки морской авиации (1915-1992 гг.)» и «Нарукавные знаки различия авиации флота (1990-2006 гг.)». В этой главе рассказывается об официально учрежденных нагрудных знаках морской авиации императорской России и СССР и о нарукавных знаках различия морских авиаторов СССР и Российской Федерации. По тексту приводится шесть знаков и пятьдесят пять современных нарукавных знаков различия авиаторов флота периода 1990-2006 годов. Во второй главе монографии - «Высшие ордена СССР первых авиационных генералов советского ВМФ» - впервые повествуется обо всех первых советских генералах морской авиации, удостоенных генеральских званий в июне 1940 года и орденах Ленина, Красного Знамени, полководческих и флотоводческих орденах, которыми был отмечен их ратный труд. Третья глава книги - «Фалеронимы к юбилеям отечественной морской авиации (1988-2006 гг.)» - посвящена медалям (настольным и нагрудным) и знакам, выпускающимся в честь юбилейных дат морской авиации Отечества. Левая граница хронологических рамок главы - «1988», выбрана исходя из того, что именно в 1988 году была изготовлена первая настольная медаль в честь юбилея авиации ВМФ. В четвертой главе книги - «Символика авиации дважды Краснознаменного Балтийского флота (1968-2006 гг.)» - автор ведет речь о символике балтийской авиации. Пятая глава монографического исследования - «Севастополь в фалеристике черноморской авиации (1970-2006 гг.)» - посвящена показу (через фалеристику) роли города Севастополя в истории черноморской авиации и авиации ВМФ. В шестой главе труда - «Санкт-Петербург в символике морской авиации России (1977-2001 гг.)» - показан вклад Северной Пальмиры как в развитие авиации флота Отечества, так и вклад Санкт-Петербурга в развитие символики морской авиации. В завершающей главе монографии - «История авиационных частей гарнизона «Федотово» в фалеристике (1983-2004 гг.)» - впервые в отечественной историографии представлена символика и история авиационных частей самого большого военно-морского авиационного гарнизона страны Федотово, где во времена Советского Союза базировались «стратегические» авиаполки морской авиации. Эта глава интересна еще и тем, что именно в этом гарнизоне в 76-м отдельном противолодочном полку автор начинал свою лейтенантскую службу, а затем, будучи уже старшим офицером и последовательно проходя службу в Управлении авиации ВМФ и Управлении боевой подготовки Военно-Морского Флота, занимался вопросами противолодочной авиации. При написании книги В.Л. Герасимовым было использовано достаточно большое количество малоизвестных документов и материалов из фондов государственных архивов. В книге вопросы символики авиации Военно-Морского Флота автору удалось увязать и с основными направлениями строительства отечественной морской авиации. Книга полковника В.Л. Герасимова открывает новые неизвестные страницы из истории и символики авиации Военно-Морского Флота. Она будет интересна всем, кто интересуется фалеристикой, символикой и историей морской авиации Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Новая монография кандидата исторических наук В.Л. Герасимова привнесет много нового в историографию морской авиации Военно-Морского Флота Российской Федерации. Капитан 1 ранга в отставке Борис Орлов.
|