Вряд ли кому-либо из подводников неизвестна не вошедшая в историю кораблестроения, атомная субмарина с тактическим номером «К-27».
Два года назад, в публикации «Укротители сплава», «Вести» писали о славных делах, службе и дружбе самого первого ее экипажа. «К-27» была не только боевой, но и опытовой атомариной нашего флота. Вместо обычного водяного теплоносителя в ее ГЭУ (главной энергетической установке) использовали жидкий металл. Управление такой установкой и соответственно таким кораблем требовало особой филигранности. Именно такая проблема легла на плечи ее экипажа и командира - Ивана Ивановича Гуляева. Командиром такой лодки человек с такой фамилией и заурядным именем и отчеством был назначен не случайно. Военно-морской флот и его главком Сергей Горшков хорошо знали этого офицера и ценили его. К моменту назначения на «К-27» он успел покомандовать и средней лодкой «С-101», большей торпедной лодкой «Б-73» и первой советской лодкой-ракетоносцем, вооруженной баллистическими ракетами «Б-67». Командуя этими подводными кораблями, Иван Иванович неизменно проявлял не только высокие командирские качества, но и незаурядную пытливость и настойчивое стремление «выжать» из подвластной его экипажу техники максимум возможного. Именно такие качества позволили экипажу «С-101» первому на Северном флоте освоить стрельбу маневрирующими торпедами, а экипажу «Б-67» провести не только первые пробные пуски ракет, но и успешно провести Государственные испытания всего ракетного комплекса лодки в различных метеорологических и гидрологических условиях, при хранении полностью снаряженных боевых ракет в ее шахтах в течение трех месяцев, с последующим их успешным пуском, глубоководное погружение с предварительным размагничиванием корпуса корабля и многие другие уникальные испытания. Принявший командование «К-27» еще на этапе ее строительства, Иван Иванович освоил управление ею в совершенстве. Вместе с первым командиром БЧ-5 (инженер-механиком корабля - Олегом Леонидовичем Нагорских), сумел не только крепко сплотить экипаж уникального подводного корабля, но и довести уровень его подготовки до автоматизма. Этому экипажу в буквальном смысле свинцово висмутный сплав-теплоноситель был абсолютно покорен. Это и позволило справиться с аварией, которая могла стоить экипажу минимум серьезного облучения, а максимум привести к гибели корабля и даже к ядерной катастрофе. Вот так и родившийся в далекой уральской деревне, парень, только читавший о море, не видевший его, вплоть до призыва в далеком 1940 году на Тихоокеанский флот, стал Героем Советского Союза. Великую Отечественную войну он встретил матросом этого флота, а Героем стал во времена печально знаменитой «холодной» войны. Даже после увольнения в запас капитан первого ранга, Герой Советского Союза Гуляев около десятка лет плавал на судах гражданского флота, как капитан дальнего плавания, как капитан-наставник. Автору этих строк пришлось, а вернее повезло, поработать несколько лет бок о бок с человеком-легендой - Иваном Ивановичем Гуляевым. Незадолго до смерти Иван Иванович активно работал в ветеранской организации города Пушкин, по месту своего жительства. И это, несмотря на тяжелую болезнь, без ампутированной из-за нее ноги. Такой уж был характер у этого Моряка с большой буквы! Умер Иван Иванович 27 марта 1998 года. Друзья, сослуживцы, просто люди, с которыми ему приходилось встречаться, помнят его и стараются строить свою жизнь так, как жил скромный, добросовестный, исключительно честный, порядочный человек, искренний патриот нашей Родины - Иван Иванович Гуляев! Капитан 1 ранга в отставке Р.В. РЫЖИКОВ, ветеран-подводник, капитан дальнего плавания. |