В годы Великой Отечественной войны в Советском Военно-Морском Флоте была создана система подготовки авиационных кадров.
А начиналось все с образования на рубеже 1937-1938 гг. народного комиссариата ВМФ, когда в состав Военно-Морского Флота была передана Ейская военная школа морских летчиков и летнабов ВВС РККА - единственное из учебных заведений, готовивших летчиков на гидросамолетах, преобразованное после передачи флоту в Ейское военно-морское авиационное училище (ВМАУ) имени И.В. Сталина. Вслед за Ейским ВМАУ в состав ВМФ в 1938 году из Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии была передана 3-я Военная школа авиационных техников, переименованная в Молотовское военно-морское авиационно-техническое училище (ВМАТУ) имени В.М. Молотова. В том же году Военно-Морскому Флоту была передана Николаевская школа морских летчиков Главсевморпути имени С.А. Леваневского, переименованная в Военно-морское авиационное училище в городе Николаеве. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны летные и технические кадры для морской авиации готовились в трех училищах - Ейском ВМАУ, Николаевском ВМАУ и Молотовском ВМАТУ. Кроме этого, подготовка летного состава велась и в трех запасных авиационных эскадрильях, с началом войны преобразованных в запасные авиационные полки. С началом ведения военных действий на советско-германском фронте возникла необходимость перебазирования военно-морских авиационных училищ в тыл, подальше от линии фронта. Вывод училища из Николаева начал осуществляться в Бердянск, но из-за быстро меняющейся обстановки на фронте, еще до прибытия последних эшелонов из Николаева, училище начало перебазироваться на станцию Безенчук, находившуюся в 68 км от Куйбышева. Новое место базирования вначале разочаровало многих, это была маленькая железнодорожная станция, вблизи которой не было промышленных предприятий и крупных населенных пунктов. Но вскоре началось строительство военного городка, аэродромов, и личный состав училища взялся за преодоление выпавших на его долю трудностей. При этом практически сразу по прибытии к новому месту дислокации в училище начался учебный процесс, так как необходимо было в сокращенные сроки обучения готовить для Военно-Воздушных Сил флотов авиационные кадры. Для достижения этой цели были сокращены учебные программы по теоретическим дисциплинам, а рабочий день увеличился до 12 часов. С сентября 1942 года инструкторско-преподавательский состав училища стал направляться на стажировку в строевые авиационные части ВВС Балтийского, Северного и Черноморского флотов, в ходе которой постоянный состав военного учебного заведения выполнял не менее 10 боевых вылетов. Ейское военно-морское авиационное училище в сентябре 1941 года по той же причине, что и Николаевское ВМАУ, эвакуировалось в Моздок, где оно функционировало почти год. Летом 1942 года в связи с изменением обстановки на фронте началось перебазирование училища в село Борское Куйбышевской области, которое было успешно завершено 15 ноября 1942 года. В этой ситуации Ейское училище на новом месте базирования в Куйбышевской области столкнулось с такими же трудностями, как ранее и Николаевское. Вновь пришлось отстраивать служебный и жилой фонды, создавать аэродромы. Вскоре в училище начала осуществляться бесперебойная подготовка авиационных кадров для действующих флотов. В 1941 году была осуществлена первая попытка наращивания учебной сети морской авиации. В августе 1941 года на острове в районе Астрахани было сформировано Военно-морское авиационное училище морских пилотов (ВМАУМП), которое в дальнейшем было перебазировано в Азербайджан в село Али-Байрамлы. В августе 1942 года ВМАУМП было переформировано в 22-й авиационный полк, который вошел в боевой состав военно-воздушных сил Северного флота. В ходе Великой Отечественной войны летно-технический состав ВВС флотов начал также проходить подготовку на командном, штабном и тыловом отделениях открывшихся Курсов усовершенствования начальствующего состава ВВС ВМФ. В апреле 1943 года в Саранске на базе 1-го запасного авиационного полка образовали 3-е Военно-морское авиационное училище, готовившее летные кадры для штурмовой и истребительной авиации. После перебазирования 3-го ВМАУ в феврале 1944 года в Таганрог училище перепрофилировали на подготовку летчиков-штурмовиков для самолетов ИЛ-2 и ИЛ-10. На базе 3-го запасного авиационного полка в феврале 1944 года в Адлере сформировали еще одно новое училище. Вновь созданное училище вошло в историю отечественной морской авиации как 4-е ВМАУ. В ходе создания новых военно-морских авиационных училищ одновременно начало осуществляться возвращение Ейского и Николаевского училищ на прежние, довоенные места базирования. С октября 1943 по май 1944 гг. в Ейск было полностью возвращено Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина. В 1944 году в города Николаев и Херсон было перебазировано Военно-морское авиационное училище имени С.А. Леваневского. В этот период особый организаторский талант проявил назначенный на должность начальника Николаевского училища генерал-майор авиации И.В. Шарапов. Наладив тесные связи с местными властями и производственными организациями, он в кратчайшие сроки осуществил реконструкцию главного учебного корпуса училища, восстановил Дом офицеров, отстроил новый стадион, обустроил места базирования учебных летных подразделений. За годы войны Ейское училище подготовило для военно-воздушных сил флотов 3517 летчиков и 157 штурманов, 392 авиационных техника и несколько сот авиамехаников, мотористов и радистов. Свыше 100 выпускников училища разных лет стали Героями Советского Союза, а Алексей Ефимович Мазуренко, Василий Иванович Раков, Нельсон Георгиевич Степанян и Николай Васильевич Челноков были удостоены этого звания дважды. 24 июля 1943 года за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле подготовки кадров для ВВС Военно-Морского Флота Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина было награждено орденом Ленина. Николаевское ВМАУ имени С.А. Леваневского за первый год войны выпустило 418 авиаторов, за второй год - 469, за третий - 852. За неполный четвертый год войны училище окончили 905 человек летного состава. 25 выпускников училища стали Героями Советского Союза. Таким образом, в годы Великой Отечественной войны основной вклад в дело подготовки кадров для отечественной морской авиации внесли два училища - Ейское и Николаевское. Всего летными и техническими училищами, запасными полками и школами первоначального обучения в годы войны были подготовлены для фронта 6139 летчиков всех родов морской авиации и 1418 штурманов. Созданная в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. система подготовки летных и технических кадров для авиации Военно-Морского Флота надежно функционировала и имела решающее значение для бесперебойного комплектования боевых частей авиации флота и восполнения боевых потерь.
|