Уже 10-й год подряд, непосредственно в День физкультурника, форт Шанц превращается в настоящую горячую точку. Американские войска десантируются с моря и пытаются взять штурмом плацдармы противника. Немецкие захватчики сдерживают натиск до последнего: взрывы, дым, непрерывная пальба, «горы трупов», грустно бредущих на затирку... События 1944 года - высадка союзных сил в Нормандии - стали основой для масштабной сценарной игры в пейнтбол. В этом году - рекорд: 518 зарегистрированных бойцов. В игре на стороне обороны принимал участие и автор этого материала
Еще дня за три до начала «сражения» на Шанце велась серьезная подготовка: копали окопы, насыпали мешки с песком для укрепрайонов, устанавливали тяжелое вооружение - московская дивизия тяжелой пейнтбольной артиллерии «Железный капут» в этом году привезла не только свои бронефанерные танки, но и противотанковые пушки! Ну и доты, пулеметы, минометы - все как полагается… Когда мы спросили у «капутовцев», почему они делают именно немецкие танки, а не наши, их ответ прозвучал весьма оригинально: «Все это изначально задумывалось, как большой прикол, а издеваться над своими как-то неохота…»
Расчищая поле боя для предстоящей битвы, организаторы поражались количеству шприцев, валяющихся на берегу залива и в траве. Из кустов поутру выползали наркоманы - и в ужасе замирали, растерянно хлопая глазами при виде направленных в их сторону грозных танковых орудий и людей, одетых в немецкую военную форму времен ВОВ. Видимо, они принимали все это за внеочередной «приход». Однако к субботе, 11 августа, все лишние элементы с плацдармов были удалены, отдыхающие предупреждены об опасности дальнейшего нахождения на побережье, и после регистрации, получения вооружения и обмундирования участники игры начали подготовку к бою.
Две большие группы - нападающие - они же американцы, они же «красные» - отправились получать указания у своего генерала на пляж. Штаб «красных» был именно там. Учитывая ясное солнечное небо и невыносимую жару - можно сказать, им повезло. Штаб «синих» (они же фашисты, они же оборона) находился недалеко от укрепрайона (еще одно новшество этого года). Мы, обороняющиеся, собрались возле карты и внимали указаниям генерала - Одноглазого Боба (Леонид Строке) со всем вниманием. По численности силы нападающих превышали оборону почти в два раза. Нас поделили на 4 группы, соответственно озадачив каждую. Я, будучи вольным стрелком, оказалась в группе Альфа, вместе с командами «Велес» и «Петрозаводск», которая должна была встретиться с «американцами» на пляже в самом начале миссии. После получения заданий мы расселись по засадам и притихли в ожидании первых взрывов. Они предвещали начало главной атаки. В этом году задача «синих» осложнялась еще и тем, что с тыла противник высаживал группу парашютного десанта - ее пыталась нейтрализовать группа зачистки «синих». В первой миссии из 9 плацдармов нам удалось удержать только три. Первую линию обороны «американцы» прорвали сразу, правда, «синим» удалось захватить флаг на пляже. Флаг парашютного десанта мы брали дважды - первый не засчитали, поскольку его унес «раненый» боец. Правда, «красные», которые охраняли флаг, утверждают, что и второй подвиг по захвату флага осуществил «расстрелянный» и оперативно передал «чистому» для доставки в лагерь… Но не будем углубляться в неизбежные и бесконечные споры о честности игры.
Как бы то ни было, «красные» действовали решительнее, слаженнее и стратегически более грамотно - в итоге и победили со счетом 300:190. «Нас потихоньку выбивали - один рубеж за другим, - делится своими впечатлениями Андрей Руденко - из «синих» - именно ему удалось захватить один из флагов. - Располагались мы неграмотно, никакой стратегической мысли не было. И нельзя было позволять противнику подниматься на горку с берега. Если одних вышибли - на их место с флангов следовало подтянуть народ, а у нас все сидели на месте и ждали, когда же до них дойдет противник. А он доходил, и перевес по численности в конкретной точке был на стороне нападения. Командиров тоже не было видно».
Укрепрайон отбивали два раза, в итоге он все-таки достался «красным», зато в обеих миссиях отстояли лес. Оказалось, спрятавшись в зарослях, очень удобно вести огонь. Шарики с краской попадают в стволы деревьев, в худшем случае - в ваш маркер, что поражением не считается, а вы можете палить по наступающим почти в упор…
Во второй миссии в центре внимания была Юта - горка. «Красные» быстро ее захватили, а мы до конца игры пытались отвоевать ее обратно. Но у нас так ничего и не получилось, опять же из-за отсутствия должной организованности. «Народ пугливый, сядут в уголке и сидят, постреливают, - продолжает свой рассказ Андрей. - Нас собралось с десяток человек на правом фланге насыпи, как раз бы ударить с тылу прорвавшимся к Юте. Ан нет! Сидят, боятся трех бойцов, которые мешают, а в атаку - ни-ни». Впрочем, Одноглазый Боб вместе с парочкой солдат попытался-таки атаковать Юту. Пользуясь тем, что отвесный склон не простреливается сверху, они добрались почти до самого верха, где одного из «синих» расстреляли в упор, а Боб отступил. Будь хотя бы человек на пять больше, операция имела бы шансы на успех.
О том, как действовали атакующие, мы спросили у одного из «красных» - Юрия Белячкова. «Я в десанте «сражался», - рассказывает Юрий, - высаживался посередине с понтонов, лично выбивал ногой заколоченный трап схода. Все составляющие большой игры были налицо: масштаб, антураж, организация, море удовольствия вперемешку с адреналином... Конфликтов лично не видел, что тоже немаловажно...» Группа, в которой был Юрий, должна была при высадке укрепиться на берегу по центру и ждать, пока другая группа не продвинется справа по флангу. Дальнейшие задачи были оперативными. «Еще отметил важный нюанс, - продолжает Юрий, - работать с высоты гораздо легче и приятней... С каждой игрой открываю для себя что-то новое. А вообще рубка была хорошая! Правда, не было достаточно воды и с обедом подзатянули, а в остальном все по кайфу!»
Фанерная бронетехника «Капута» и команда панцер-гренадеров, среди которых - три отважных девушки, - стала настоящим украшением игры. Танкисты и панцеры действовали и судили на высшем уровне.
Понятно, что столь масштабная игра, где большая часть участников даже не знакомы друг с другом, не обходится без не совсем честных действий - в пейнтболе это называют маклаудством. Соблазн проигнорировать попадание шарика с краской, или, отойдя на несколько шагов, затереться и вернуться в игру - велик. Напомню, что, по правилам, пораженный игрок должен был, подняв маркер, вернуться на «базу», затереть краску и не раньше, чем через 10 минут, возвращаться в игру.
Судьям доставалось по полной программе. Попадание шарика достаточно болезненно даже через толстый камуфляж и оставляет неслабые синяки. Судьи же находились на поле в одних футболках и масках, принимая на себя град выстрелов. Некоторые игроки, недовольные судейством, даже специально в них, безоружных, стреляли. Были случаи, я лично видела, когда судью, пытающегося вывести из игры пораженного игрока, просто «посылали», иногда и с использованием нецензурной лексики: «Не мешай играть!», - говорил «убитый» и продолжал вести огонь по врагу…
В целом же, организация оказалась лучше прошлогодней. Не было очередей за воздухом, шары покупались без излишнего ажиотажа, питание было раздельное, по армиям - очереди всё-таки поменьше.
В конце игры при подведении итогов за различные «подвиги» отдельным игрокам и командирам подразделений генералы обеих команд вручали медали за доблесть первой, второй и третьей степени. Кстати, среди награжденных были и кронштадтские девушки из ВСК «Русич», но они почему-то не подошли за медалями…
Организатор игры, руководитель «Биг Геймс» Юрий Логозяк не оставляет надежды организовать на форте Шанц центр экстремальных, где будет не только пейнтбол, но и стрелковые и метательные тиры, багги, пляжи и многое другое… На наш взгляд, здоровая патриотическая и спортивная основа этого проекта облагородила бы форт Шанц гораздо больше, чем наркоманские дискотеки и вандальские пикники, которые процветают там сегодня.
Елена ОЛЕНЕВА.
Фото автора