на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Шли через минные поля
Автор: В. КОЗЛОВ, М. САВИНОВ, Н. СЛЕСАРЕВСКИЙ.   
Военно-морская база Ханко, находившаяся на арендованном у Финляндии полуострове, успешно оборонялась до глубокой осени 1941 г. Но чрезвычайная трудность ее обороны в зимний период поставила вопрос о необходимости ее эвакуации. Решение об эвакуации Ханко было принято Ставкой Верховного главнокомандования в октябре 1941 г.

Image

На пути от острова Гогланд до Ханко наибольшую опасность представляли минные заграждения в западной части Финского залива. В Финском заливе с начала войны немцы и финны поставили 4631 мину и 3361 минный защитник. Тяжелая минная обстановка неизбежно придавала решающую роль в эвакуации базы тральщикам. К началу проведения операции возможность успешных действий кораблей КБФ в Финском заливе по ряду причин возросла: в начале октября основные силы немецкой бомбардировочной авиации из состава 1 воздушного флота, действовавшего под Ленинградом, были переведены на центральный участок советско-германского фронта; снизилась интенсивность действий финской авиации, единственный финский бомбардировочный полк находился у Ладожского озера; кроме того, в середине сентября 2 и 3 флотилии немецких торпедных катеров ушли в Германию. Действия кораблей противника в Финском заливе ограничились несением дозоров.
Значительно уменьшить возможность подрывов на минах можно было путем протраливания фарватера шириной 11-12 кабельтовых и охраны протраленного фарватера. Но скрытно провести эти действия было невозможно, так же, как и организовать надежную охрану протраленного фарватера. Относительную безопасность и скорость движения обеспечивала только проводка кораблей и транспортов за тралами базовых тральщиков.
По плану операции путь между Гогландом и Ханко корабли и транспорты должны были проходить в темное время суток, чтобы не быть обнаруженными и не подвергаться возможным ударам авиации и обстрелам береговых батарей, находившихся на острове Мякилуото и на мысе Юминда. Личному составу предстояло серьезное испытание, особенно при совместном плавании ночью, когда необходимо было сохранять свое место в походном порядке, поддерживать связь друг с другом, быть в постоянной готовности к оказанию взаимной помощи.
Подготовка к первому походу на Ханко началась в середине октября.
БТЩ Т-215, Т-210 «Гак» и Т-218 должны были доставить на Ханко авиационный бензин, боеприпасы, медикаменты и зимнее обмундирование. На Ханко они должны были принять тяжелораненых и доставить их в Кронштадт. Для обеспечения перехода были выделены БТЩ Т-203 «Патрон» и Т-217. Командовал отрядом капитан 2 ранга В.П. Лихолетов.
Тральщики вышли со срезанными мачтами, чтобы уменьшить дальность обнаружения наших кораблей. Утром 24 октября отряд прибыл на о. Лавенсаари и вечером того же дня вышел на Ханко.
Для сокращения времени перехода от Гогланда до Ханко тральщики шли без тралов. До о. Кэри во главе отряда шли, выполняя роль прорывателей минных заграждений, «Патрон» и Т-217.
В 23 ч. 58 мин., не дойдя 8 миль до меридиана о. Кэри, «Патрон» подорвался на мине, переломился в районе 41-49 шпангоутов и затонул через 14 мин. после подрыва. Т-217 и катер МО спасли 35 чел. и ушли в Ленинград.
Утром 25 октября БТЩ Т-215, Т-210 и Т-218 прибыли на Ханко. Вместо раненых тральщики приняли батальон 270 стрелкового полка в составе 499 чел. (с оружием, двумя комплектами боезапаса и 10-суточным запасом продовольствия по полной норме) и 27 октября вышли в Кронштадт. На следующий день корабли прибыли в Ораниенбаум.
Второй отряд кораблей был сформирован в Кронштадте 30 октября. В этот отряд входили эскадренные миноносцы «Стойкий» и «Славный», минный заградитель «Марти», базовые тральщики «Гак», Т-218, «Шпиль», Т-215, Т-217 и 5 катеров МО. Командовал отрядом вице-адмирал В.П. Дрозд.
31 октября отряд вышел к о. Гогланд. Вечером отряд вышел на Ханко, куда прибыл без потерь 2 ноября. Сразу же началась погрузка личного состава и техники. Несмотря на обстрел рейда, к 19 часам погрузка была закончена, и отряд кораблей вышел в Кронштадт.
Возвращение проходило в тяжелых условиях. В тралах БТЩ и параванах-охранителях эскадренных миноносцев взорвалось 16 мин. Ночью «Гак» получил повреждения от близкого взрыва мины. Т-218 взял на буксир поврежденный корабль и привел его на о. Гогланд, а затем в Ленинград на ремонт.
Насколько трудным был этот переход, можно судить по выдержке из вахтенного журнала минного заградителя «Марти» за 2 ноября:
«21.47. По правому борту на расстоянии 20 м плавающая мина.
22.00. С левого борта прошла плавающая мина.
23.25. Прямо по носу взрыв мины в трале БТЩ.
23.37. С левого борта плавающая мина на расстоянии 10 м.
3 ноября 1941 г.
02.22. Прямо по носу в трале БТЩ взрыв мины.
02.27. Прямо по носу взрыв мины в трале БТЩ. 02.42. С левого борта на расстоянии 30 м плавающая мина.
Разрыв снаряда на расстоянии 5 кабельтовых. Огонь ведет немецкая батарея с мыса Юминда.
03.00. По правому борту прошли 2 плавающие мины.
03.25. Прямо по носу взрыв мины в трале БТЩ.
03.27. Второй взрыв в трале БТЩ.
03.55. С левого бота плавающая мина. Уклонились».
Утром 3 ноября отряд без потерь пришел к о. Гогланд, а на следующий день - в Ленинград.
В день прибытия отряда вице-адмирала В.П. Дрозда к о. Гогланд на Ханко вышел отряд кораблей под командованием капитана 2 ранга В.М. Нарыкова в составе эскадренных миноносцев «Суровый» и «Сметливый», базовых тральщиков Т-205 «Гафель», Т-206 «Верп», Т-207 «Шпиль», Т-211 «Рым» и 4 сторожевых катеров. Переходу на Ханко способствовала благоприятная погода, луна и штиль были такие, что плавающие мины замечали за 50-70 м.
Противник, обнаруживший движение наших кораблей, предпринял ответные меры. В ночь на 3 ноября немецкий заградитель «Кайзер» поставил западнее Юминды на предполагаемом нашем пути новое заграждение из 150 мин.
Отряд кораблей под командованием капитана 2 ранга В.М. Нарыкова прибыл на рейд Ханко 4 ноября в 8.30. Тральщики приняли по 260 человек с оружием и боеприпасами. Ночью отряд кораблей вышел в Кронштадт. Вскоре погода ухудшилась. Уменьшилась видимость, поднялся ветер силой 5-6 баллов. В 23.07, 23.25, 23.50 эсминец «Сметливый» подорвался на трех минах. БТЩ «Гафель» и три малых охотника сняли с корабля 80 человек из состава экипажа и 270 защитников Ханко. После снятия личного состава с эсминца БТЩ «Гафель» и катера МО вернулись на Ханко. Эсминец «Суровый» и БТЩ «Верп», «Шпиль», «Рым» прибыли в Кронштадт 6 ноября.
Следующий отряд кораблей был сформирован в Кронштадте 8 ноября под командованием контр-адмиралаМ.З. Москаленко в составе лидера «Ленинград», эсминца «Стойкий», минного заградителя «Урал», транспорта «Жданов», тральщиков «Верп», Т-204, «Фугас», «Рым», «Шпиль», Т-215, Т-217, Т-218, 4 сторожевых катеров и одного торпедного катера. 9 ноября корабли вышли из Кронштадта на Ханко, но из-за шторма стали на якорь у о. Гогланд.
Неудачно закончилась и вторая попытка дойти до Ханко, предпринятая 10 ноября. Корабли стали на якорь у о. Роджер.

Image

В трале БТЩ «Рым» на расстоянии 15-20 м от кормы корабля взорваласьфель», «Шпиль», «Рым», Т-215,
Т-217, Т-218 и 7 катеров МО). Корабли и транспорты принимали личный состав, технику, боезапас и продовольствие. Каждый тральщик принимал по 300-350 чел. с вооружением и боеприпасами. В ночь на 2.12 БТЩ «Гафель» снял гарнизон о. Осмусар (342 чел.) и доставил их на Ханко.
Во время обратного перехода подорвался на четырех минах и затонул транспорт «Сталин». Сняв часть личного состава со «Сталина», отряд продолжил движение и вечером 3.12 прибыл к о. Гогланд, а на следующий день - в Кронштадт. Эвакуация Ханко была закончена.
Командующий КБФ адмирал В.Ф. Трибуц писал: «В тяжелейших условиях наши корабли и транспорты вывезли с Ханко в Ленинград около 23 тысяч человек со стрелковым оружием, легкой и зенитной артиллерией, боеприпасами, а также 1200 тоннами продовольствия».
Оценивая результаты эвакуации Ханко, швейцарский историк Ю.Майстер писал: «Вывод гарнизона был первым тактическим, стратегическим и моральным успехом советского флота. Союзники, видимо, недооценили русских».
Эвакуация гарнизона военно-морской базы Ханко была, несмотря на потери, успешной операцией Балтийского флота. Успех операции в решающей степени определялся действиями противоминных кораблей. В эвакуации приняли участие все находившиеся в строю базовые тральщики. Несмотря на исключительно сложную минную обстановку, боевые и навигационные повреждения, они успешно решили поставленную задачу.
При эвакуации гарнизона Ханко базовые тральщики провели за тралами 29 кораблей и транспортов. Эвакуировано на базовых тральщиках 6850 чел. Среди кораблей различных классов, принимавших участие в операции, базовые тральщики действовали наиболее активно.
 

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






Катание на горных лыжах в аренду прокат горных лыж.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.