В связи с подготовкой к Международному году Арктики и 70-летию начала работы Первой российской дрейфующей станции СП-1, Карельский Научный Центр РАН, Институт Водных проблем Севера и Карельский Морской Центр при участии Минэкономразвития РК, НИИ Арктики и Антарктики РАН, Росгидромета и Русского Географического Общества провели в Санкт-Петербурге научно-практическую конференцию «Перспективы использования научно-исследовательских композитных судов проекта «Полярный Одиссей» для проведения постоянного мониторинга Арктики, научных исследований, обеспечения безопасности нефтегазового комплекса и развития высокоширотного туризма». Впервые идея организации дрейфующей полярной станции на борту специально разработанного и построенного судна была выдвинута в середине XIX века российским океанографом вице-адмиралом Николаем Шиллингом. Уже в Советском Союзе она была реализована в 1937 году, когда на льду вблизи полюса была высажена экспедиция «СП-1». Почти одновременно с папанинской станцией (но более продолжительное время- 812 дней) в Северном Ледовитом океане работала экспедиция на борту ледокольного парохода «Седов», попавшего в вынужденный дрейф в море Лаптевых. Это была первая советская полярная научная станция на борту дрейфующего судна. Программа советских дрейфующих станций выполнялась на протяжении почти 60 лет. Проделана огромная научная и практическая работа по изучению Арктики. Был создан самый мощный в мире ледокольный флот, с помощью которого освоены Северный морской путь и северное побережье Евразии. В XX веке Россия вышла на передовые рубежи освоения высоких северных широт. Сегодня есть объективная необходимость вернуть и укрепить этот статус. По мнению организаторов конференции, существенный шаг в развитии исследований Арктики возможен на инновационных судах нового поколения проекта «Полярный Одиссей», которые можно создать из композитных материалов, имеющих большой запас прочности, оснастить современным судовым оборудованием, энергообеспечением и научной аппаратурой. Спроектированные в Карельском Морском центре «арктические челноки» принципиально отличаются от судов, работающих в настоящее время в высоких широтах. На судах серии «Полярный Одиссей» будут созданы условия для реализации самыхсложных научных программ исследований, современного комплексного мониторинга, включающего судовые наблюдения, постановку автономных станций, дистанционных спутниковых измерений и моделирования с усвоением данных измерений. В результате появится возможность как диагноза, так и прогноза изменений арктического бассейна. В проект судна заложено использование «замкнутых циклов» с целью переработки отходов, нейтрализации, утилизации и использования их для получения разных видов энергии. Проектные технические характеристики судна: длина 50 м ширина 13,5 м высота 8,5 м осадка 3,0 м водоизмещение 1250 т экипаж и научный состав 35 чел. автономность жизнедеятельности 3 года.
|