на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Плавания «червонных валетов»
Автор: Капитан 1 ранга в отставке Вадим Кулинченко, ветеран-подводник.   
В 100-летний юбилей Подводных Сил России издательство «Центрполиграф» подарило читателям хорошую книгу «Короли подплава в море червонных валетов» с подзаголовком (Хроника начального периода советского подводного плавания 1918-1941 гг.), последний, на мой взгляд, больше определяет смысл книги, чем ее странное название. Кто, хотя бы немного, знаком или интересуется историей подводного плавания, примет эту книгу всерьез. Да и рядовой читатель, прочтя ее, не пожалеет о затраченном времени.
Автор, в прошлом сам командир подводной лодки, не только по архивным документам знает суровые будни подводной жизни, поэтому, приводя документальные выдержки, он пытается осмыслить их с позиций современного бытия: «…Сегодня, когда Военно-Морской Флот и его подводные силы переживают период разрухи, когда боевая подготовка на флотах практически свернута, и на берегу можно встретить командира подводной лодки, ни разу не выходившего в море на своем корабле, изучение сходных недостатков предвоенного опыта строительства ВМФ СССР поможет исправить ошибки и выбрать правильный путь. Хватит ходить по граблям!».
Хочется думать, что этот при зыв найдет отклик в сердцах тех, кто правит государством. Но в это верится с трудом, потому что действительность показывает - исторический опыт никому не нужен, и мы уже идем даже не по граблям, а по острым зубьям бороны. Наши подводные лодки, имена которых не сходят со страниц СМИ «Владимир Мономах» и «Юрий Долгорукий» - рискуют долго остаться без оружия…
Период 1918-1941 годов весьма интересен. Здесь и Гражданская война, и послевоенная разруха, и индустриализация страны, и первые завоевания Советской власти, которые надо защищать. Но многие «короли подплава» или ушли к «белым», или были уничтожены «красными», а те, что стали на сторону Советов, были малочисленны и не успевали готовить «валетов» (новые командные кадры для флота - В.К.). Это читатель поймет, прочтя всю книгу. И еще он поймет, что воспитать специалиста гораздо труднее и дороже, чем создать «новое железо» (зачастую в бытовом обиходе подводники называли свои подводные лодки «железками» - В.К.). К сожалению, наша действительность та же, хотя и не было войны, а из разрухи никак не выйдем.
Как тогда, так и сегодня, уместны слова академика А.Н. Крылова (1863-1945 гг., кораблестроитель): «Самого себя отвергать (самоотверженность), т.е. жертвенность. Не слишком ли ее много в русской истории, флотской тоже? Расплачиваясь за техническую неподготовленность и бездарность. Жестокость принимаем за волю, самонадеянность - за смелость, льстивость - за верноподданность!». Эта цитата приводится в книге и подтверждается содержанием этого правдивого исследования без идеологической начинки. Только профессиональные факты.
Наверное, впервые сделана попытка, дать короткие биографические справки на всех командиров подводных лодок этого периода, даны фотографии некоторых из них. Есть и редкие фото. Дана таблица всех подводных лодок 1918-1941 годов с их боевой историей.
Иногда автор (Э.А. Ковалев) отклоняется от общего повествования, вставляет свои рассуждения, ссылаясь на воспоминания ветеранов подводного флота. Вот, например, одна из цитат из воспоминаний капитана 1 ранга Александра Александровича Пышнова (1899- ?), которая говорит о многом: «В двадцатые годы (20 век) мы плавали на стальных подводных «гробах». Изношенные лодки тонули, взрывались и горели. И все же мы знали - на смену видавшим виды «барсам» и «агешкам» вот-вот придут новые корабли. А пока любой ценой надо было сохранить опыт подводных плаваний, накопить его, приумножить. По счастью, десятки патриотически настроенных бывших офицеров дореволюционного подплава щедро делились с нами, красными военморами, своими морскими знаниями, своим боевым опытом…».
В чем отличие того времени, от нашего? Вопрос интересный. Схожесть на лицо, но, как говорят в Одессе, - «Не одно и то же!». Отчасти ответ на него можно найти, прочитав всю книгу и сравнив с нашей действительностью по состоянию флота сегодня. Здесь не надо специального образования.
Я обещал не пересказывать содержание книги, это трудно выполнить, но рамки газетной рецензии заставляют сократиться. Хочу только сказать, что книга заинтересует не только подводников, но и каждого, кто ее начнет читать...
А мое резюме о замечательной книге о подводниках Эрика Александровича хочу закончить словами из офицерского вальса его друга поэта Саксеева Андрея Андреевича (тоже подводника):
Фортуна в России слепа
и слаба,
Обычна российских героев
судьба.
То лихость их губит, то злая
напасть, -
Чиновничья зависть
и хамская власть!..
Обо всем этом читатель найдет примеры в книге «Короли подплава…».
P.S. Автор книги, высмеивая нашу любовь к различным сокращениям и аббревиатурам, пишет: «Что такое КОМСТО, пока не удалось выяснить ни автору, ни его ближайшему окружению». Осмелюсь подсказать - КОМСТО - Комитет по морским делам Совета труда и обороны.
Э.А. Ковалев «Короли подплава в море червонных валетов» (Хроника начального периода советского подводного плавания) - Москва - Санкт-Петербург, «Центрполиграф», 2006 г., 427 стр., илл., тираж 3 000.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.