на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




ВВС Балтики в предвоенные годы (1938 - 1941 гг.)
Автор: Полковник Василий ГЕРАСИМОВ, кандидат исторических наук, профессор Академии военных наук.   
Окончательное выделение морской авиации из Военно-Воздушных Сил РККА произошло на рубеже 1937-1938 гг., с образованием Наркомата Военно-Морского Флота СССР и включением авиации флота в состав ВМФ.
Image 
Первую проверку после включения в состав флота балтийская морская авиация выдержала в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 гг. К началу войны в составе ВВС БФ насчитывалось 469 боевых летательных аппаратов: 246 истребителей, 111 бомбардировщиков, 102 разведчика и 10 самолетов-корректировщиков. Это значительно превышало количество всех самолетов ВВС Финляндии. Тем не менее, при количественном превосходстве, боевая подготовка балтийской авиации находилась на низком уровне и к началу ведения боевых действий была выполнена только на 46%. Создавшееся положение дел пришлось исправлять уже в ходе войны. В итоге авиация Балтики в ходе «зимней» войны приобрела необходимый боевой опыт. За период боевых действий балтийские авиаторы совершили более 16,6 тысяч боевых вылета. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 65 самолетов, потоплено и повреждено 35 транспортов и боевых кораблей. Потери авиации Балтфлота составили 18 самолетов. За образцовое выполнение боевых заданий три авиационные эскадрильи были награждены орденами Красного Знамени, а 14 летчиков Балтики удостоены звания Героя Советского Союза.
К началу Великой Отечественной войны Военно-Воздушные Силы Краснознаменного Балтийского флота насчитывали в своем составе 659 летательных аппаратов тяжелее воздуха: самолетов бомбардировочной и минно-торпедной авиации (БА и МТА) - 180; летательных аппаратов истребительной авиации (ИА) - 331; разведывательная авиация (РА) насчитывала 148 самолетов. Необходимо учесть, что ВВС Балтики располагали еще и 156 транспортными, санитарными и учебными самолетами. Существующий авиационный парк летательных аппаратов морской авиации Краснознаменной Балтики обладал весьма большим разбросом летно-технических характеристик.
Но не только количеством самолетов и их параметрами характеризовались ВВС БФ к началу войны. В первую очередь необходимо рассмотреть организационные формирования авиации Балтики на тот момент времени.
ВВС Балтийского флота состояли из Управления, строевых соединений и частей морской авиации, структур тыла. Соединениями являлись авиационные бригады, а частями - отдельный авиационный полк; авиационные полки и отдельная Краснознаменная авиационная эскадрилья в составе авиационных бригад; отдельные авиационные эскадрильи; авиационно-технические базы.
В состав Управления ВВС БФ (располагалось в Таллине) входили штаб, тыл, инженерно-авиационная служба и политотдел. Основным рабочим органом Управления являлся штаб, состоящий из оперативного, организационно-мобилизационного, разведывательного отделов и ряда служб.
Ядром ВВС Балтики являлись три авиационных соединения - авиационные бригады: 8-я, 61-я и 10-я. 8-я бомбардировочная авиационная бригада (бабр) включала в свой состав 1-й минно-торпедный и 57-й бомбардировочный авиационные полки. 61-я истребительная авиационная бригада (иабр) состояла из 5-го и 13-го истребительных авиационных полков и 13-й отдельной Краснознаменной авиационной эскадрильи. 10-я смешанная авиационная бригада (сабр) имела в составе 13-й,
71-й истребительные полки и
73-й бомбардировочный полк.
8-я бабр базировалась на аэродромах Ленинградской области - Беззаботное, Котлы, Копорье, Клопицы. Базирование 61-й иабр осуществлялось на аэродромы в районе Ленинграда - Низино, Липово, Куммолово и Купля. 10-я сабр базировалась на аэродромы Таллин, Ханко, Пернов и Керстово. 15-й отдельный морской разведывательный полк свои подразделения базировал на аэродромы Выборг, Ораниенбаум, Вейно и Горы Валдай. 71-я отдельная бомбардировочная авиационная эскадрилья размещалась на аэродроме Копорье. 15-я, 41-я, 43-я, 44-я, 58-я и 81-я морские отдельные разведывательные авиационные эскадрильи базировались на аэродромах Прибалтики.
Строевые части морской авиации в достаточной степени были укомплектованы летным и инженерно-техническим составом. Так, например, в 8-й бомбардировочной авиационной бригаде, на вооружении которой состояло 16 скоростных бомбардировщиков СБ, 46 дальних бомбардировщиков ДБ-3 и 35 ДБ-Зф, на начало войны было 115 летчиков, из которых 19 летали ночью.
Большие трудности имели место в управлении соединениями и частями ВВС КБФ. Управление ВВС флота электролинейную связь имело только с 10-й сабр. С остальными организационными структурами авиации Балтики проволочной связи не было, и управление приходилось осуществлять по радио или через специальные самолеты связи.
Бомбардировочная и минно-торпедная авиация флота была представлена самолетами СБ, ДБ-Зф (Ил-4), ДБ-3, АР-2, на вооружении истребительной авиации состояли самолеты МиГ-1, МиГ-3, И-153, И-15, И-16, разведывательной - Че-2, КОР-1, Р-5, МБР-2. Штурмовики, пикирующие бомбардировщики, противолодочные самолеты в составе ВВС БФ полностью отсутствовали, недостаточным было и количество торпедоносцев.
К положительным сторонам состояния Военно-Воздушных Сил Балтийского флота к началу Великой Отечественной войны необходимо отнести следующее: наличие в составе Краснознаменного Балтийского флота своей авиации, которой еще 3,5 года тому назад в составе флота не было; наличие в составе ВВС КБФ всех существующих на то время родов морской авиации (БА и МТА; ИА; РА); присутствие боевого опыта у большей части личного состава; наличие высокого процента исправности парка боевой авиационной техники (87,5%); укомплектованность частей морской авиации инженерно-техническим составом на 100%; опыт взаимодействия с ВВС Ленинградского военного округа; достаточно развитая аэродромная сеть; осуществление доподготовки летного и технического состава непосредственно в ВВС флота.
Наряду с положительными сторонами в состоянии балтийской авиации к началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. имел место и целый ряд недостатков. К ним необходимо отнести: наличие большого количества в составе ВВС флота истребителей (50,2%) и недостаточный процент бомбардировочной и минно-торпедной авиации (27,3%); большое количество устаревшей авиационной техники; удаленность места расположения Управления ВВС флота от главных ударных сил морской авиации; трудности в осуществлении боевого управления частями и соединениями авиации флота; недостаточное количество тыловых структур в составе ВВС КБФ; малое количество подготовленного к действиям в ночных условиях летного состава; незавершенность строительства аэродромной сети на территории Эстонской республики; слабое оборудование Балтийского морского театра в радионавигационном отношении.
Несмотря на имевшие место трудности и недостатки, морская авиация на Балтике к 22 июня 1941 года представляло собой боеспособное авиационное объединение в составе Краснознаменного Балтийского флота.
В дальнейшем в годы Великой Отечественной войны шло активное устранение этих характерных для всей отечественной морской авиации того времени недостатков. По результатам боевой деятельности во время войны военно-воздушные силы БФ стали главной ударной силой в составе Балтийского флота. Они нанесли большой урон противнику: уничтожили 72 тыс. солдат и офицеров, 843 танка, 143 артиллерийские батареи, 185 кораблей и 184 транспорта, повредили 240 кораблей и 80 транспортов, в воздухе и на земле сбили и вывели из строя 2418 вражеских самолетов.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.