Увидела свет новая монография начальника научно-исследовательского отдела (координация и планирование научных исследований в области военной истории) Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации, кандидата исторических наук полковника Василия Леонидовича Герасимова - «Отечественная морская авиация 1910-2005 гг. История и символика» (Смоленск, «Коллекция», 2006. 188 с.).
Новая монографическая работа историка отечественной авиации ВМФ В.Л. Герасимова хронологически охватывает почти всю историю морской авиации России - от зарождения авиации флота в Морском министерстве Российской империи в далеком 1910 году до дня нынешнего, когда морская авиация трансформировалась в Военно-воздушные силы и противовоздушную оборону (ВВС и ПВО) ВМФ РФ. Структурно книга состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В начале работы автор указывает, что монография посвящена 95-летию отечественной морской авиации, которое, по мнению историка, имело место быть в сентябре 2005 года. «Именно 29 сентября (16.09 по старому стилю) 1910 года в России начала отсчет своей истории морская авиация, новая нарождающаяся сила в войне на море. В тот теплый осенний день первый дипломированный военный летчик России офицер флота Станислав Фаддеевич Дорожинский поднял в воздух над Куликовым полем близ Севастополя аэроплан французского производства «Антуанетт», который был куплен морским ведомством и являлся первым самолетом Российского императорского флота», - пишет автор во введении научного труда. Далее следует убедительная аргументация того, что ежегодно 17-го числа июля месяца мы отмечаем дале ко не тот день, который может претендовать на День авиации Военно-Морского Флота. Главы монографии различны по объему. Первая насчитывает четыре параграфа, а вторая - два. В первой главе труда выделены этапы строительства отечественной морской авиации. Период 1910-1945 гг. с точки зрения этапов строительства морской авиации автор рассматривает с позиции включения авиации флота в состав ВМФ (1910-1920 гг., и 1938-1945 гг.) и ВВС (1920-1937 гг.). Четвертый этап строительства авиации ВМФ в монографии охватывает период с 1946 по 2005 гг. и представлен в труде как послевоенный период развития авиации флота. Основной упор в первой главе делается на рассмотрение направлений строительства отечественной морской авиации в 1910-2005 годах. Вторая глава монографии посвящена символике авиации Во енно-Морского Флота. При этом автор анализирует только две составляющие символики морской авиации - официально учрежденные нагрудные знаки отличия отечественной авиации флота и не имеющие официального статуса нарукавные знаки (нашивки) различия, которые появились в обиходе в период 1992-2005 гг. В заключение работы автор говорит о необходимости вернуться к определению сбалансированного состава морской авиации в составе ВВС и ПВО ВМФ и восполнении пробела в вопросах символики морской авиации - необходимости учреждения новых нагрудных и нарукавных знаков различия для личного состава морской авиации России. В одном из приложений монографии приведено «Положение о службе морской авиации и воздухоплавания», которое вводилось в действие с 13 декабря 1916 года и являлось одним из основополагающих руководящих документов, относящихся к периоду создания и становления отечественной морской авиации. В научный оборот в книге введено большое количество источников, большинство из которых хранится в Российском государственном военно-историческом архиве, Российском государственном военном архиве и Российском государственном архиве Военно-Морского Флота. Монография кандидата исторических наук полковника В.Л. Герасимова рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей отечественной морской авиации и Военно-Морского Флота России. Не вызывает сомнений, что историография отечественного ВМФ пополнилась новой серьезной научной работой, посвященной славной истории и символике морской авиации - нынешней основной составляющей Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Военно-морского Флота Российской Федерации.
|