21 сентября 1944 года у норвежского берега Баренцева моря погибла гвардейская Краснознаменная подводная лодка Щ-402 - последняя 23-я потеря подводников-североморцев в Великой Отечественной войне. Приказом командующего Краснознаменным Северным флотом № 435 от 24 ноября 1994 г. координаты гибели Щ-402, открывшей боевой счет советских подводников в годы войны, объявлены священными координатами Памяти. В июне 2007 г., перед Днем скорби
и памяти, в точке гибели североморцев на воду были опущены венки и цветы... Через 63 года гвардейцам были впервые отданы воинские почести
Эта Акция Памяти на Северном флоте имеет не просто большое патриотическое значение, она восстанавливает историческую справедливость. Это не громкие слова, это действительно так, ибо эта акция подчеркивает фактическую роль подводников Северного флота, а значит, роль Северного флота в Великой Отечественной войне.
Чем дальше уходит во времени Великая Отечественная война, тем дороже память о ее героях, потому что они спасли мир от коричневой чумы XX века.
Говорят, история не терпит сослагательного наклонения, но все же: а если бы гитлеровская Германия (считай - силы всей Европы, кроме изолированных британских островов) смогла выполнить в 1941 году план «Барбаросса»? К концу года Советский Союз разгромлен как государство, и началось онемечение и истребление сотен миллионов славян и других народов. Чудовищная фашистская военная машина освободилась для новых «подвигов». Сенатор и будущий президент США Г. Трумэн уже не может предлагать наблюдать, как русские и немцы уничтожают друг друга, а занят мыслью, как противостоять японо-германским армиям...
До декабря 1941 года Советскому Союзу еще никто из его политических союзников не мог оказать существенной военной помощи (конференция по вопросам военных поставок состоялась в Москве только в октябре). К тому же сильным было мнение многих деятелей на Западе, считавших, что такая помощь бессмысленна, ибо СССР будет разгромлен...
И вот именно тогда, когда по плану «Барбаросса» Советский Союз должен быть побежден, началось наше контрнаступление под Москвой - 5 декабря 1941 г. Не только для немцев, но и для всего мира этот удар оказался неожиданным. Через два дня Япония нападением на Пёрл-Харбор начала войну против США. Видимо, она была уверена, что СССР находится на грани поражения, и спешила к завоеваниям на юге, считая, что Советское Приморье и Сибирь никуда не уйдут. Интересно, состоялся бы Пёрл-Харбор, будь он запланирован не на 7 декабря, а на месяц позднее? Еще один «сослагательный» вопрос, но он показывает, насколько неожидан был разгром фашистов под Москвой.
Германская пропаганда успешно убеждала мир, что все хорошо, идет по плану, скоро будет победный парад немецких войск в Москве и праздничный обед в ленинградской «Астории». На самом деле осенью 1941 года Красные Армия и Флот остановили врага на всем фронте. И этим подвигом спасли мир. Именно этот исторический факт не хотят до сих пор признать на Западе. Впереди еще были напряженнейшие сражения и труднейшие ситуации трех лет войны, но конечная победа была обеспечена именно борьбой Советского Союза в 1941 году один на один с гитлеровской Германией.
Такое стало возможным благодаря запредельным усилиям нашего государства и всего народа, невиданной стойкости советских людей на всех участках фронта. Франция была побеждена немцами за столько дней, сколько сражались защитники Брестской крепости...
Хорошо, что днями воинской славы России стали даты главных событий в Московской, Ленинградской, Сталинградской и Курской битвах, но многие ли люди могут объяснить, почему стали городами-героями Мурманск и Тула, за какие подвиги были учреждены во время войны медали «За оборону Советского Заполярья» и «За оборону Кавказа», а после войны награждены орденом «Красного Знамени» город Полярный и орденом Отечественной войны город Североморск (бывший поселок Ваенга)? К 20-летию Победы наши флоты, в том числе Северный, стали Краснознаменными. Почему? Это не дань юбилейным датам - это признание роли в достижении Великой Победы.
В Заполярье отборные горные части вермахта, имевшие боевую задачу взять незамерзающий порт Мурманск и главную базу Северного флота Полярный, сумели пройти только считанные километры от границы и были остановлены, а в 1944 году разгромлены. Может быть, этот участок фронта был не очень важным? Тогда зачем здесь были мощные силы германского флота во главе с печально знаменитым линкором «Тирпиц»?
Этим силам противостоял самый молодой Советский флот - Северный, - который всю войну возглавлял самый молодой командующий Арсений Григорьевич Головко. Флоту в 1941 году было 8 лет - возраст тогдашнего первоклассника, а адмиралу Головко - 35 лет. Но этот флот не отступил, дал тысячи моряков на сухопутье в помощь частям Красной Армии, в том числе будущего единственного моряка дважды Героя Советского Союза разведчика-пехотинца Виктора Леонова. Флотские летчики не позволили врагу хозяйничать над морем - здесь воевал первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне командир авиаполка Борис Сафонов. Североморцы, подводники и надводники, выполнили все задачи правительства в море, обеспечили прохождение союзных конвоев в своей зоне Баренцева моря. Не случайно к 10-летию Северного флота в 1943 году пришла в Полярный поздравительная телеграмма Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина - аналогов такому поздравлению с днем рождения во время Великой Отечественной войны не было. Такая оценка деятельности североморцам была дана потому, что воевали они по-суворовски, по-ушаковски, уступая врагу по соотношению сил, но побеждая в бою.
Основной силой Северного флота в море в 1941-43 годах были подводные лодки.
К началу войны на Севере было всего 15 подводных лодок, 8 миноносцев и 7 сторожевиков... В ходе войны приходили новые подлодки, но их число никогда не превышало 23. Для сравнения: на Балтике войну начинали 71 подлодка, а на Черном море 44. Тем не менее, из 16 гвардейских подводных лодок 8 - североморских, из 27 Краснознаменных - 12 североморских. 4 корабля в истории Советского ВМФ стали гвардейскими и Краснознаменными - это североморские Д-3 «Красногвардеец», Щ-402, М-172, С-56.
Первый подводник Великой Отечественной войны, заслуживший звание Героя Советского Союза - североморец Иван Колышкин, командир дивизиона «щук», 6 подлодок которого были отмечены 6 наградами - два гвардейских флага и четыре ордена «Красное Знамя». Не было другого такого дивизиона в отечественных подводных силах. Бригада подводных лодок Северного флота - Краснознаменная ордена Ушакова I степени - до сих пор является единственным в ВМФ дважды орденоносным соединением подлодок.
Награды давались, особенно в первые годы войны, не за красивые глаза, а победы достигались дорогой ценой. 23 североморские подлодки не вернулись из боя. На берегу им стоят достойные памятники, именами погибших подводников названы города, улицы, корабли, библиотеки, школы, но еще никогда до июня 2007 года Северный флот не выходил к месту фактической гибели подводников. На Балтике в 1998 году по инициативе председателя Объединенного Совета ветеранов подводников ВМФ контр-адмирала Ю.С. Русчина такой поход состоялся в шведские воды, где была обнаружена С-7, погибшая в 1942 году. Руководили походом начальник штаба ДКБФ вице-адмирал А.И. Бражник и капитан 1 ранга Ф.С. Смуглин, ныне заместитель Главкома ВМФ по воспитательной работе. Поход был успешным, и после него президиум ОСВП ВМФ ходатайствовал о проведении такого похода на Севере.
А на Севере все было сложнее. Надо было идти в норвежские воды, а Норвегия не нейтральная страна, как Швеция, она входит в состав НАТО. Поэтому североморцы много лет опускали венки в память подводников в символических точках. И вот спустя 10 лет благодаря настойчивости председателя ОСВП ВМФ контр-адмирала Л.Д. Чернавина, в прошлом командира знаменитой 4-й Краснознаменной ордена Ушакова эскадры подводных лодок, преемницы североморской бригады Великой Отечественной войны, Акция Памяти состоялась.
Русские, как известно, долго запрягают, но быстро ездят. План похода на Севере оказался уникальным - почтить память не только подводников, но и летчиков, и моряков надводных кораблей. Самой удаленной точкой похода стало место, где погибла гвардейская Краснознаменная подводная лодка Щ-402, в 5 милях от мыса Гамвик. Именно эта подлодка 14 июля 1941 года открыла боевой счет советских подводников в Великой Отечественной войне, о чем официально сообщило Совинформбюро. Щ-402 под командованием капитана 3 ранга Николая Столбова, а с 1942 года гвардии капитана 3 ранга Александра Каутского, совершила 16 боевых походов, потопила, согласно архивным документам, 12 кораблей и судов противника, и координаты ее гибели в приказе Командующего Северным флотом объявлены священными координатами Памяти.
В приказе говорится: «Командирам соединений, кораблей и частей указанные координаты нанести на карты; при прохождении координат мест боевой славы в расстоянии не более 5 миль, если позволяют гидрометеоусловия и выполнение поставленной задачи, выстраивать личный состав на верхней палубе, приспустить военно-морской флаг и салютовать звуковым сигналом». Именно так и было в фактических координатах мест, где погибли экипаж гвардейской Краснознаменной «щуки», летчик-истребитель Борис Сафонов, моряки бесстрашного сторожевого корабля «Туман», вступившего в бой с тремя фашистскими миноносцами.
Поход был приурочен к Дню памяти и скорби - 22 июня, как и просил Объединенный Совет ветеранов-подводников ВМФ из Санкт-Петербурга. Организация похода была безупречной. В море было направлено госпитальное судно «Свирь», где были созданы прекрасные условия для приглашенных ветеранов-подводников и родственников погибших североморцев. Как отмечалось в газете «Красная звезда» за 22 июня 2007 года, «в трехдневный поход на «Свири» вышли дети, внуки и даже правнуки тех, кто отдал свои жизни в лихолетье, защищая северные рубежи нашей Родины». Многие не смогли сдержать слезы, когда в священных координатах Памяти звучала прекрасная песня североморцев «Прощайте, скалистые горы» и Гимн Российской Федерации.
И глубоко символично, что в территориальных водах Норвегии, куда на несколько часов зашла «Свирь», для спуска венков в память о подводниках Щ-402 и об экипажах еще 22 погибших подводных лодках Северного флота в Великой Отечественной войне, к торжественной церемонии присоединился норвежский корабль береговой охраны. Его моряки построились на палубе, отдавая честь североморским героям. Как ни стремятся на Западе уменьшить роль нашей страны в победе над фашизмом, еще крепко «помнит мир спасенный»...
Нет слов, чтобы выразить благодарность тех, кто более чем через 60 лет после гибели отцов, дедов и прадедов смогли опустить на воду Баренцева моря цветы над их могилой, - организаторам и исполнителям Акции Памяти: командующему Краснознаменным Северным флотом адмиралу Владимиру Сергеевичу Высоцкому и его заместителю по воспитательной работе контр-адмиралу Александру Геннадьевичу Дьяконову, председателю Объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ, контр-адмиралу Льву Давыдовичу Чернавину, адмиралу Геннадию Александровичу Сучкову, контр-адмиралу Владимиру Степановичу Ящуку, непосредственному руководителю похода, организационной группы капитану 1 ранга Ковалю Анатолию Александровичу, капитану 1 ранга Михаилу Вячеславовичу Юрченко и еще очень многим людям - экипажу госпитального судна «Свирь», сотрудникам музея Северного флота, членам организационной группы, работникам средств массовой информации, Северо-Западному банку Сбербанка Российской Федерации, протоиерею Иоанну, а также всем причастным к успешному проведению похода Памяти Краснознаменного Северного флота в июне 2007 года. Пусть все они будут здоровы и счастливы.
Капитан 1 ранга в отставке И. КАУТСКИЙ.