на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Летчик из легендарного первого гвардейского
Автор: Полковник Василий ГЕРАСИМОВ, кандидат исторических наук.   
Image
В один из выходных дней июля 1996 года в дверь моей московской квартиры позвонили, и я впервые увидел, а затем и познакомился с одним из, не побоюсь этого слова, легендарных летчиков отечественной морской авиации полковником в отставке Алексеем Захаровичем Пятковым. Ветеран морской авиации пришел ко мне по поручению питерского историка авиации флота, кандидата военно-морских наук, доцента полковника в отставке В.Т. Мельникова, который в те июльские дни находился в Москве на праздновании 80-летия морской авиации Военно-Морского Флота и желал лично познакомиться со мной. Я в то время был подполковником, проходил службу в должности старшего офицера отдела Управления боевой подготовки ВМФ и активно публиковался в различных средствах массовой информации по проблематике одного из основных родов сил нашего Военно-Морского Флота - авиации ВМФ. Первая наша встреча с А.З. Пятковым была короткой, но особенно мне в ней запомнилось то, что на орденской колодке ветерана среди многочисленных наград присутствовали и самые высокие - орден Ленина и четыре ордена Красного Знамени. Уже тогда - в 1996 году - человека с таким набором фронтовых наград практически нельзя было встретить на очередных сборах фронтовиков, что уж говорить о дне сегодняшнем... В дальнейшем я познакомился с Алексеем Захаровичем поближе, и многое узнал из его героической биографии боевого морского летчика. Судите сами, уважаемые читатели.
Image 
Алексей Пятков родился 5 апреля 1913 года в Лисечанском районе Луганской области в семье рабочих химического завода. Ничего не предвещало в начале его жизненного пути, что судьбой уготовлено ему большое летное будущее.
В два года мальчик остался без отца, который погиб на фронте в 1915 году. В 15 лет паренек поступает в ФЗУ, а после его окончания учится в химикотехнологическом техникуме, который оканчивает в 1933 году и поступает на немецкий факультет Московского института новых языков. Изучать язык очень нравилось Алексею, и для него было полной неожиданностью то, что после первого курса института его вызвали в комитет ВЛКСМ и сказали, что ему предстоит ехать учиться в Ейское военно-морское училище летчиков имени И.В. Сталина.
В Ейске Алексей учился летать на самолетах У-2, Р-5 и МБР-2. При этом он целенаправленно готовился как летчик гидроавиации, а поэтому основной курс подготовки проходил на морском разведчике МБР-2.
По выпуску из училища в ноябре 1936 года А. Пятков прибыл служить в Ленинград в 105-ю бомбардировочную авиационную бригаду, где в начале 1937 года ему присвоили воинское звание лейтенант, и он стал летчиком 121-й авиационной эскадрильи. Через два года 121-я отдельная авиаэскадрилья получила на вооружение самолеты ДБ-3, которые немедленно начали осваиваться личным составом. Здесь же Алексея Захаровича и застала советско-финляндская война.
С ноября 1939-го по март 1940 г. старший лейтенант А. Пятков совершил 30 боевых вылетов: бомбил портовые сооружения в Хельсинки, Котку, наносил бомбо-штурмовыеудары по аэродромам базирования противника. За мужество и храбрость, проявленные в ходе войны, летчик получил свою первую боевую награду - орден Красного Знамени, который ему лично вручил в Петергофе секретарь Ленинградского обкома и горкома партии Андрей Александрович Жданов, в период советско-финляндской войны являвшийся членом военного совета Северо-Западного фронта.
Великую Отечественную войну Алексей Захарович встретил в составе 1-го минно-торпедного полка 8-й бомбардировочной дивизии военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота в должности старшего летчика авиационной эскадрильи. В числе 20 экипажей полка экипаж А. Пяткова был включен в первую ударную группу, перелетевшую на остров Эзель и проходившую подготовку к первому боевому вылету на Берлин. Однако в последний момент инженер полка, проводя осмотр самолета Пяткова, обнаружил в масле металлическую стружку и один из самых подготовленных летчиков полка на Берлин не полетел. Полковник Е.Н. Преображенский как смог утешил летчика, сказав: «Нет смысла кого-то менять, будешь находиться в стартовом наряде, и выпускать самолеты в полет».
Когда стало ясно, что новый мотор не привезут, А. Пяткова 19 августа 1941 года отправили под Ленинград в Беззаботное. Вскоре после взлета отказал правый двигатель, и лететь дальше пришлось на одном левом моторе. Над Финским заливом с трудом летевший торпедоносец был атакован вражеским поплавковым морским разведчиком «Арода-62». В ходе перестрелки немец подбил и второй мотор машины А. Пяткова. Алексею Захаровичу удалось, не выпуская шасси нормально приводниться и покинуть вместе с экипажем тонущую крылатую машину, которая ушла без воронки под воду. Полтора часа летчики держались на плаву, пока не были подобраны нашими катерниками.
После этого А. Пятков совершил более двухсот боевых вылетов, осуществлял торпедные атаки вражеских кораблей, летал на воздушную разведку, бомбил порты и береговые объекты противника, выполнял минные постановки...
Свой первый орден в Великую Отечественную войну летчик получил в декабре 1941 года. И этим орденом стала высшая награда Родины - орден Ленина за № 7430. С учетом того, что в 41-м военнослужащих Красной Армии и Военно-Морского Флота практически не награждали (не до того было. - В.Г.), сам факт получения ордена Ленина говорит уже о многом. Награда Алексею Захаровичу была вручена за участие в уничтожении штаба немецкой группировки в Ропшинском дворце. Вручать награды летчика 1-го минно-торпедного полка приехал сам командующий Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц. После этого у морского летчика А.З. Пяткова было еще много наград, но тот орден и его вручение стали своеобразной вехой в биографии отважного и смелого человека.
В годы Великой Отечественной войны, кроме ордена Ленина, Алексей Захарович Пятков удостоился еще двух орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени, ордена Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» и набора медалей за оборону и взятие городов и участия в Великой Отечественной войне.
Интересный факт: в документах полковника А.З. Пяткова в графе «Участие в боевых действиях» произведены две записи следующего содержания: «Война с белофиннами с 11.1939 г. по 03.1940 г., старший летчик» и «Великая Отечественная война с 22.06.1941 г, по 09.05.1945 г., командир отдельной смешанной авиационной эскадрильи». Две войны от звонка до звонка, комментарии, как говорится, излишни.
После войны офицер А.З. Пятков еще долгие годы продолжал служить в морской авиации. В августе 1951 года военно-морской министр присвоил ему воинское звание «полковник».
В общей сложности после окончания Великой Отечественной войны Алексей Захарович Пятков прослужил 25 календарных лет и уволился с летной должности в 58-летнем возрасте. Эти годы также вместили большое количество событий, многие из которых были знаковыми не только в жизни полковника А.З. Пяткова, но и в истории отечественной морской авиации.
В послевоенные годы к шести боевым орденам полковника морской авиации прибавились еще два ордена - орден Красного Знамени (четвертый по счету) и орден Красной Звезды (вторая одноименная награда у летчика). В 1967 году полковник А.З. Пятков одним из первых в стране был удостоен почетного звания «Заслуженный военный летчик СССР». За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную летную работу ему был вручен знак за № 96 и Алексей Захарович стал девятым летчиком морской авиации, удостоенным этого звания, которое было установлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1965 года.
Всю свою послевоенную службу Алексей Захаровичпровел на летных должностях. Был заместителем командира отдельной авиационной эскадрильи, флагманским летчиком-командиром авиаэскадрильи, командиром отдельной транспортной эскадрильи, заместителем командира отдельного транспортного авиационного полка. На протяжении последних десяти лет службы - с 1961 по 1971 гг. - полковник А.З. Пятков командовал отдельной авиационной частью. При этом с 1961 по 1963 год он являлся командиром отдельной транспортной авиационной эскадрильи центрального подчинения, а затем с 1963 по 1971 год командовал отдельным транспортным авиационным полком авиации Военно-Морского Флота.
Уже находясь в отставке, Алексей Захарович в 1985 году получил свой девятый орден, на этот раз орден Отечественной войны II степени, врученный ему как активному участнику Великой Отечественной войны.
Полковник в отставке, заслуженный военный летчик СССР, кавалер ордена Ленина образца 1941-го года, четырех орденов Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны и двух орденов Красной Звезды, летчик легендарного 1-го гвардейского минно-торпедного Клайпедского Краснознаменного авиационного полка периода Великой Отечественной войны и один из лучших летчиков морской авиации страны 1950-х - 1960-х годов Алексей Захарович Пятков заслуживает того, чтобы на его примере служения Отечеству воспитывались новые поколения морских авиаторов России.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.