2 сентября 1953 г. на плацу Тихоокеанского Высшего военно-морского училища в стройных шеренгах застыли выпускники трех факультетов (минно-торпедного, артиллерийского, штурманского) - молодые лейтенанты, смелые, отважные, устремленные в будущее, полные радужных надежд на большие свершения в морских и океанских просторах...
Автор: Полковник Василий ГЕРАСИМОВ, кандидат исторических наук.
В один из выходных дней июля 1996 года в дверь моей московской квартиры позвонили, и я впервые увидел, а затем и познакомился с одним из, не побоюсь этого слова, легендарных летчиков отечественной морской авиации полковником в отставке Алексеем Захаровичем Пятковым. Ветеран морской авиации пришел ко мне по поручению питерского историка авиации флота, кандидата военно-морских наук, доцента полковника в отставке В.Т. Мельникова, который в те июльские дни находился в Москве на праздновании 80-летия морской авиации Военно-Морского Флота и желал лично познакомиться со мной. Я в то время был подполковником, проходил службу в должности старшего офицера отдела Управления боевой подготовки ВМФ и активно публиковался в различных средствах массовой информации по проблематике одного из основных родов сил нашего Военно-Морского Флота - авиации ВМФ. Первая наша встреча с А.З. Пятковым была короткой, но особенно мне в ней запомнилось то, что на орденской колодке ветерана среди многочисленных наград присутствовали и самые высокие - орден Ленина и четыре ордена Красного Знамени. Уже тогда - в 1996 году - человека с таким набором фронтовых наград практически нельзя было встретить на очередных сборах фронтовиков, что уж говорить о дне сегодняшнем... В дальнейшем я познакомился с Алексеем Захаровичем поближе, и многое узнал из его героической биографии боевого морского летчика. Судите сами, уважаемые читатели.
История великокняжеского Константиновского дворца в Стрельне, восстановленного во всем великолепии к 300-летию С.-Петербурга, еще ожидает своих исследователей. Ниже излагается лишь один из её эпизодов, имевших место летом 1941 года. Интерес же он представляет по ряду причин. Прежде всего потому, что непосредственно связан с событиями начального периода Великой Отечественной войны. Во-вторых, так как фиксирует момент начала систематической подготовки на флоте офицеров - специалистов по боевой эксплуатации трехкоординатных стрельбовых радаров и вычислительных приборов (техники) управления огнем. И, наконец, в-третьих, поскольку определяет начало последующего формирования на флотах командных кадров в области боевого применения радиоэлектронного вооружения наших дней. Интересен он еще и потому, что может служить прекрасным примером той многогранной и плодотворной деятельности по укреплению флота, которая была столь характерной для Главкома ВМС адмирала Н.Г. Кузнецова.
Верховная власть часто клеймила, да и сейчас клеймит, бюрократию за многовластье, самоуправство, коррупцию, нарушение законов и прочие грехи. Но всё это слова. Так удобно верховной власти. Не нужно забывать, что это древний и удобный способ переложения ответственности вины с хозяина на слуг. Подобные разоблачения народ всегда встречал с энтузиазмом - «хоть пар выпустишь!», а заодно и помечтаешь о скором улучшении жизни. Главное, ясно, кто во всём виноват. Но надежды никогда не оправдывались…
Первые подводные лодки в Сибирской флотилии появились в период русско-японской войны 1904-1905 гг. Первоначально их отправили в Порт-Артур для усиления Тихоокеанской эскадры, точнее - для усиления прибрежной обороны Порт-Артура. Но в пути поступило известие о капитуляции Порт-Артура, и лодки пришлось направить во Владивосток.
Автор: Капитан 1 ранга в отставке К. СЕРГЕЕВ, участник боевых походов на Краснознаменной ПЛ К-21.
Приближение Великого Праздника нашего народа - Дня Победы, который мы будем праздновать в 60-й раз, поневоле пробуждает у нас, участников Великой Отечественной войны, воспоминания о тех грозных днях, когда страшная опасность нависла над нашей страной и нам выпала доля биться с врагом на огромном фронте против фашистских захватчиков. И весь наш народ с гордостью вспоминает о Великой Победе над силами зла и угнетения.
Поэты флота Недавно выпущенный издательством «Дума» (СПб, 2004) сборник стихов и поэм «Петровская набережная» полковника медицинской службы в отставке Анатолия Краснова, автора не менее двух десятков подобных книг, начинается стихотворением из восьми строк, содержащих то ли повеленье, то ли просьбу: Оставьте хоть что-то святое. ………………………………….. Где яблоко есть налитое С полночной луной меж ветвей, Где царствуют вечные двое В единой державе своей.