на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Подводные лодки Сибирской флотилии
Автор: Капитан 1 ранга в отставке И. СМИРНОВ.   
Первые подводные лодки в Сибирской флотилии появились в период русско-японской войны 1904-1905 гг. Первоначально их отправили в Порт-Артур для усиления Тихоокеанской эскадры, точнее - для усиления прибрежной обороны Порт-Артура. Но в пути поступило известие о капитуляции Порт-Артура, и лодки пришлось направить во Владивосток.
Image
21 декабря 1904 г. (здесь и далее даты будут даваться по старому стилю) в Сибирский флотский экипаж были зачислены для довольствия команды миноносцев особого отряда: «Касатка» (12 человек), «Фельдмаршал граф Шереметев» (11 человек), «Налим» (11 человек) и «Скат» (12 человек). Так назывались первые подводные лодки, перевезенные во Владивосток по железной дороге. Все они были построены в Петербурге, на Балтийском заводе, причем «Фельдмаршал граф Шереметев» - на частные средства потомков графа.
23 декабря приказом № 1102 командира Владивостокского порта контр-адмирала Николая Романовича Греве, 6 ноября принявшего дела у контр-адмирала Николая Александровича Гаупта, назначенного младшим флагманом Балтийского флота, начальником отдельного отряда миноносцев (т.е. подводных лодок) назначили лейтенанта Александра Владимировича Плотто, бывшего ранее помощником заведующего обучением в учебном минном отряде Балтийского флота. Ротным командиром команд подводных лодок назначили лейтенанта Н.М.Бепкина 3-го. Таким образом было сформировано первое в русском флоте соединение подводных лодок - «отдельный отряд миноносцев».
25 декабря во Владивосток прибыли подводные лодки «Сом» и «Дельфин» со своими командами. Первая была приобретена у Голландии и первоначально называлась «Фултон», но ее модернизировали в Петербурге на Невском заводе. Вторая - построена на Балтийском заводе в Петербурге. Она считается первой русской боевой подводной лодкой. Ее проект разработали инженер-кораблестроитель И.Г.Бубнов, капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев, ставший ее первым командиром, и корабельный инженер И.С.Горюнов. Лодку спустили на воду в 1903 г. 17 мая 1905 г. она затонула на Неве, но была поднята и по железной дороге отправлена во Владивосток. Эти две лодки, как и предыдущие четыре, зачислили временно во Владивостокский отряд крейсеров (к-а Йессен), а их команды («Сом» - 9 человек; «Дельфин» -10 человек) 29 декабря определили для довольствия в Сибирский флотский экипаж, в роту портовых средств. Приказом командира Владивостокского порта № 1116 от 29 декабря 1904 г. «особому отряду миноносцев в составе 6 миноносцев» с 1 января 1905 г. было предписано начать кампанию.
По проекту программы плавания судов Владивостокского порта на 1905 г. в отдельном отряде миноносцев (т.е. подводных лодок) числилось уже 9 единиц: «Касатка». «Скат», «Дельфин», «Налим», «Кефаль», «Сом», «Осетр», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Форель». При отряде существовала мастерская. Особняком был указан десятый миноносец - «Кэта». Дело в том, что «Кэта» представляла собой малую «полуподводную» лодку системы лейтенанта С. А. Яновича 2-го, существенно усовершенствовавшего лодку С. К. Джевецкого, которую было решено использовать для действий в Амурском лимане.
Опыт пробного плавания подводных лодок в заливе Петра Великого показал, что они «слишкоммалы... для непрерывного крейсерства в открытом море». Поэтому их привлекли к обороне Владивостока. 9 мая 1905 г. приказом командира Владивостокского отряда крейсеров № 215 отдельный отряд миноносцев был передан в подчинение командира Владивостокского порта (ф. 523, on. 1, д. 68, л. 195) и 4 июня 1905 г вошел в состав вновь созданного разнородного соединения «отдельный отряд судов для охраны вод Уссурийского края», а 11 июня. в соответствии с приказом по Морскому ведомству № 96, был преобразован в «отряд подводных лодок Владивостокского порта».
25 апреля 1905 г. были утверждены «Правила о служебных правах служащих в командах подводных лодок», содержащие 10 пунктов.
13 июня 1905 г. высочайшим приказом № 617 лейтенант А.В. Плотто был назначен заведующим отрядом миноносцев типа «Дельфин» и их командами Владивостокского порта. 13 января 1906 г., после получения  чина капитана 2 ранга, его отчислили от этой должности (приказ №. 661 от 7.02.06 г.). 11 марта в Петербурге в существовавшую классификацию судов ввели два новых разряда: посыльных судов и подводных лодок (приказ по Мор. вед. № 52). С этого времени в российском флоте официально появился термин «подводные лодки».
Состав и характеристики подводных лодок Сибирской флотилии на начало 1906 г. представлены ниже. Как видно, в отряде Владивостокского порта числилось уже 13 единиц. Лодки занимались стрельбами и погружениями, производились учебные атаки. Одновременно их личный состав знакомился с береговой чертой. 16 октября 1906 г. начальником (заведующим) отряда подводных лодок Владивостокского порта был назначен капитан 2 ранга Сергей Рейнгольдович Магнус 1-й (высочайший приказ № 720), вступивший в должность 8 декабря.
Плавание отряда подводных лодок в 1907 г. проходило примерно так же, как и в 1906-м. Выполнив основную программу, отряд, в составе наиболее исправных лодок, заходил в бухту Разбойник, где лодки выполняли более сложные задачи в надводном положении. Для обеспечения подводного плавания требовалась постоянная база. Эти функции мог бы выполнять состоящий при отряде транспорт-мастерская «Ксения», приобретенный в 1906 г., но на нем следовало оборудовать помещения для жилья. В продолжение всей кампании в бухте Золотой Рог действовала пристрелочная станция, осуществлявшая пристрелку торпед. В дальнейшем эта станция работала в каждую кампанию.
8 октября все подводные лодки Владивостокского отряда были введены в разряд судов действующего флота. С 8 декабря 1907 г., на основании приказа № 273 по Морскому ведомству, отряд подводных лодок стал именоваться отрядом подводного плавания.
С 1 апреля 1908 г. подводные лодки, зачисленные в разряд судов действующего флота, получили наименование «Отряд подводного плавания Тихого океана». Плавание отряда подводного плавания проходило по обычной программе. 22 декабря 1908 г. высочайшим приказом № 878 вместо капитана 2 ранга С.Р.Магнуса был назначен капитан 2 ранга Константин Павлович Иванов Тринадцатый. Кстати, в приказе его должность именовалась «заведующий отрядом подводных лодок Владивостокского порта», хотя фактически такого соединения уже не существовало. К. П. Иванов Тринадцатый незадолго до этого, 8 декабря, приказом № 301 по Морскому ведомству был зачислен в список офицеров подводного плавания.
26 января 1909 г. приказом № 19 по Морскому ведомству утвердили нагрудный знак для офицеров подводного плавания.
В конце декабря во Владивостоке получили предписание из Петербурга: с 1 января 1910 г. «...ВТихом океане из входящих в состав отряда подводного плавания подводных лодок «Сом», «Щука», «Бычок», «Кефаль», «Плотва», «Палтус», «Осетр», «Касатка», «Налим», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Скат» и «Дельфин» сформировать дивизион подводных лодок. Вспомогательными судами при дивизионе назначить транспорт «Ксения» и подводную лодку «Форель» (приказ по Морскому ведомству № 329 от 17.12.09 г.). Таким образом, с
1 января 1910 г. отряд подводного плавания Тихого океана стал называться дивизионом подводных лодок Тихого океана. Высочайшим приказом № 955 от 18 января 1910 г. заведующий отрядом подводного плавания Тихого океана капитан 2 ранга К.П.Иванов Тринадцатый был назначен начальником дивизиона подводных лодок Тихого океана.
27 мая 1911 г., на основании Положения о командовании морскими силами, приказ по Морскому ведомству № 150 предписывал: «Командование военно-морскими силами в Тихом океане вверяется командующему Сибирской флотилией». С этой даты дивизион подводных лодок Тихого океана стал именоваться дивизионом подводных лодок Сибирской флотилии.
13 июня 1911 г. по причине аварии была исключена из списков «Форель».
12 марта 1912 г. высочайшим приказом № 1096, вместо капитана 2 ранга К.П.Иванова-Тринадцатого, исполняющим должность начальника дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии назначили старшего лейтенанта Илью Оскаровича фон Липхарта.
В сентябре 1913 г. дивизион принимал участие в совместных маневрах с сухопутными войсками Приамурского военного округа, а затем совершил практическое плавание по бухтам побережья, близлежащим к Владивостоку. Сколько-нибудь дальних походов лодки не совершали, За 1913 г. по причине невозможности использования были исключены из списков «Плотва». «Бычок», «Осетр» и «Палтус».
17 марта 1914 г. высочайшим приказом № 1252 начальником дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии вместо капитана 2 ранга И.О. фон Липхарта был назначен капитан 2 ранга Василий Михайлович Терентьев 1-й, вступивший в должность 11 июня (приказ № 633), В 1914 г. дивизион подводных лодок, начав кампанию, с 15 по 30 апреля находился во Владивостоке. С 1 мая он перешел на свою базу, где был до 20 июля. С началом военных действий вернулся в Золотой Рог.
9 февраля 1915 г. высочайшим приказом № 1368 капитана 2 ранга В.М.Терентьева 1-го отчислили от должности начальника дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии, с переводом его в Черноморский флот. С ним в Черноморский флот переводились лейтенанты А.С.Гадон. М.В.Копьев, В.Н.Порозов и другие офицеры с подводных лодок. Подводные лодки «Налим», «Сом» и Щука» отправлялись по железной дороге в Черное море. Подводную лодку «Скат» отправили еще раньше, в конце прошлого года. 10 мая приказом командующего Сибирской флотилией № 371 начальника 2-го отделения дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии старшего лейтенанта Михаила Владимировича Ломана 5-го временно назначили начальником дивизиона подводных лодок вместо капитана 2 ранга В.М.Терентьева.
К 1 января 1915 г. в состав Сибирской флотилии входил дивизион из семи подводных лодок и вспомогательное судно «Ксения», состоящее при нем. В кампанию 1915 г дивизион подводных лодок включал всего три лодки: «Касатку», «Кефаль» и «Дельфин». «Касатка» не принимала участия в кампании, так как ее готовили к переводу на Балтику. В 1915 г. туда были отправлены «Касатка» и «Фельдмаршал граф Шереметев». На 1 января 1916 г. в составе Сибирской флотилии числились уже две подводные лодки («Кефаль» и «Дельфин»), при которых состоял транспорт-мастерская «Ксения», В 1916 г. «Дельфин» и «Ксения» ушли в Кольский залив и впоследствии вошли в состав флотилии Северного Ледовитого океана, а «Дельфин» была сдана Владивостокскому порту.
19 мая база подводных лодок в бухте Разбойник со всем имуществом была сдана в ведение Владивостокского порта, а старший лейтенант М.В.Ломан 5-й приказом командующего Сибирской флотилией № 481 от 23 мая 1916 г. «отчислен от должности начальника подводных лодок Сибирской флотилии со всем своим аппаратом». Дивизион подводных лодок Сибирской флотилии прекратил свое существование.
После 13 мая 1916 г. уже советские подводники на Тихом океане появились через 16 лет, только в 1932 г.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






living art tattoo sioux city


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.