В стихии стиха - он волен, как волна, он купается в родной русской речи, отыскивает древние слова и придумывает свои, новые. Его стихотворная речь - то плавная, то взрывная - самобытная, словно поэт в особом царстве родился и говорит на своем, сказочно-русском языке.
Да, было такое царство! Называлось - Лебяжье. А родился там 65 лет назад поэт Юрий Красавин. Поверить в эту давность трудно - так молоды, искрометны, песенны его стихи. Когда он покинул Лебяжье, - улетел высоко - стал поэтом, но недалеко - в город на Неве. В Лебяжьем осталось самое дорогое для него - родные могилы и его, признаемся, счастливые детство, юность. Счастливые? Безусловно, если он до сих пор может петь в полный голос, как поют только в юности. Я - природное древо, не саженец, Я - лебяженец, я - лебяженец! Сегодня, в канун юбилея поэта, готовится к изданию очередная, восьмая книга стихов, но хотелось бы перечитать предыдущую, седьмую, по-своему, вершинную. «Первослов» - ее название, а подзаголовок - «Книга в семи распевах: стихи, баллады, думы, поэмы» («Геликон плюс», 2003), «Первослов» - название одной из поэм книги и имя героя поэмы, личности легендарной, фольклорной, сказочной. В словарях нет ни имени такого, ни слова. Поэма небольшая, состоящая из пяти рассказов, перемежающих слои русской истории, смысл которой - героизм полководцев и ратников от Каялы до Трептов-парка и до сего дня. Собственно, поэма - чисто лирическая, несмотря на упоминание исторических лиц и событий. И не сам ли поэт этот Первослов? Большинство стихов Ю. Красавина - песенны, они напоминают молодые стихи Александра Прокофьева. Но у Прокофьева ветер дует с Ладоги, а у Красавина - с Балтики. Небосвод мне беды не пророчит, Обещает удачи в делах… Эй вы, лебеди! Белые ночи Принесите на белых крылах. В облаках зоревых не истайте… Густоцветною, летней порой Вы в Лебяжье мое прилетайте, На любовь оброните перо. «Якорями-корнями держусь за моряцкий свой бережок, собираюсь с мыслями впрок», - морские веяния воплощаются во многие стихи книги: «Баллада об острове Котлин», «Морская вольная дорога…», «Яхта», «Парус», «На утесе». Даль от Лебяжья до Кронштадта Пойду смотреть на свой утес, Где в юность уходил когда-то, Где ветер молодость унес. Где ты стояла без косынки, Где рвал гармошку балагур, Где ты считала бескозырки На краснофлотском берегу. Пути моряцкие и рыбацкие рядом: «Клев на Свири», «Белорыбица», «Касьянова уха». Речные и озерные воды - Свирь, Онего - тоже воспеты любовно-песенно. Балтийский ветер дарит свежесть дыханию, простор взору, автор даже называет его «ветром Божьим». Но ветер истории, нового времени нагоняет дурную волну: «Было так, есть и будет, Каждыйпо-своему чудит, Рвет свой кусок пирога И норовит по «рогам» Встречным дать, поперечным!», «О, век тяжелый, тяжкий наш - Бесправье, нищета да бесья блажь!», «Красный угол вожди проиконили! Мы под ними пели и плакали, до разора страну проуракали!», «Век такой, такая перспектива - не на что надеяться строптивым!» Примеры невеселых мыслей, высказанных остро, метко, с вызовом, можно множить. Однако Красавин не был бы настоящим русским поэтом, если бы не выходил победителем из каждой битвы, а битва происходит в душе поэта, выплавляясь яркими, жизнеутверждающими стихами: Гар-мо-за - тоске - каюк - Пляску ставит на каблук, Среди бравых мужиков - Мачто-рослых моряков! Юрий Красавин настойчиво подчеркивает близость своего стиха народному. И эта «гармоза» «Золотая гармоза» - придумка удачная: трехрядка и трехладка, а еще и - «Поднач» - вначале. В ладе втором звучат мотивы 20-х, 30-х годов: «Здравствуй, Рая Камышова, скотница совхозная», «Ах ты, Рая, Рая, Рая, жаль, в раю тебе не жить». Лад первый и третий звучат современно, вспоминается там и «заволокина гармонь». Жанр, которым обозначены в подзаголовках стихи - вполне условен в каждом случае. Наверное, для читателя это необходимо. Но читатель-поэт понимает: Красавин пишет всю жизнь одну-единственную лирическую поэму, огромную, как жизнь, - поэму своей жизни. Он и сказки рассказывает, творит сказы, легенды, творит спектакли. Мы знаем, что по своей второй профессии - Красавин - режиссер народного театра . Вот и получаются - «Лебяженская субботея» да «Песни луговые». А кто же, кроме гения народного, любимые поэты автора? Пушкин: «У Черной речки ночь черна». И Есенин: «Пушкин гениален и велик, но Есенина роднее лик». О, мой кудрявый, златоглавый… Учитель мой, с всемирной славой, В твоем божественном огне Горю. И строчки лажу строже: Учитель. Гений. Друг. Сережа! Что роднит Красавина с русскими классиками - это мужественность, мужской голос. Потому и открывается книга обращением кСвятому Георгию Победоносцу, к его образу. А за образец берет себе лирический герой Красавина жизнь дедов - деда Егория и деда Ивана в двухчастном стихотворении «В месяц-травень» и отца в стихотворении «Памяти отца, блокадника-ополченца». Вспоминаю первые публикации Юрия Красавина семидесятых годов в альманахах «День поэзии» и «Молодой Ленинград», свою рецензию на эти публикации, впечатление свежего, талантливого ветра, ворвавшегося в привычно-формальную атмосферу поэтического потока, могу сказать: я не ошиблась. Были публикации в журналах: «Звезда», «Нева», «Аврора», «Смена», в альманахах «День поэзии» и «День русской поэзии». Изданы книги: «Журавлиный лет» (1976), «Солнечная верста» (1980), «Росяница» (1985), «Сентябрины» (1990), «Ладо-море» (1998), «Синевей» (1999). Сам поэт дает исчерпывающую оценку своему творчеству в стихотворении «Именины»: Именины! Я - виновник. И хмельной - совсем немного. Не сквозь лавры - сквозь терновник Пролегла моя дорога. Слово сказано, как вбито! За него судьбой плачу. Жить хочу не знаменито. Достоверно жить хочу. И сегодня, «сединой повитый», Юрий Красавин радует правдивостью, достоверностью своего слова. И дай, Господи, ему новых стихов и книг!
|