Подвиги наших моряков в годы Великой Отечественной войны трудно представить без «боевого сопровождения» таких слов, как «небывалый», «беспримерный»... Страницы истории флота тех лет изобилуют невероятными случаями, где правду порой нелегко отделить от легенды. Вот лишь некоторые из них.
ПОЕДИНОК С КРЫЛАТОЙ СМЕРТЬЮ
В ночь на 23 марта 1943 года сторожевой катер СКА-065 под командованием старшего лейтенанта П.П. Сивенко конвоировал военный транспорт «Ахилион». Задание было ответственное, морские перевозки в ходе битвы за Кавказ имели очень важное значение. Транспорт уже подходил к месту назначения, когда в небе (близ Фальшивого Геленджика, ныне Дивноморска) неожиданно появились тридцать фашистских бомбардировщиков; в считанные минуты они сбросили на оба судна более ста бомб. Море, казалось, закипело, и катер стало подбрасывать на высоких волнах, как щепку. В лёгкой победе гитлеровские лётчики не сомневались, превосходство их было очевидно. Однако уже первые меткие очереди катерников расстроили атаку стервятников. Разъярённые сопротивлением моряков, немцы продолжали атаковать. Были разрушены ходовой мостик, рубка, вышла из строя рация, корпус изрешетили сотни осколков, судно получило 1600 пробоин. Однако командир мастерски уводил катер от прямых попаданий бомб. Более половины моряков получили ранения, но все, кроме тяжелораненых, оставались на боевых постах. Когда истекавшему кровью боцману Д. Антоненко, разившему фашистов меткими очередями, стало совсем плохо, у пулемёта его заменил другой раненый моряк - лейтенант Я. Мозлер. Осколок снаряда перебил флажный фал, и флаг упал на палубу. Раненый краснофлотец В. Потапов подхватил бело-голубое полотнище, связал фал, и боевой стяг вновь взметнулся над кораблём. В разгар боя тяжело ранило командира отделения минёров старшину 2-й статьи Г.Д. Куропятникова. После перевязки моряк не оставил боевой пост и продолжал стрелять из пулемёта по фашистским самолётам. Вдруг он заметил, что на корме горят дымовые шашки, лежащие на глубинных бомбах. Ещё несколько минут - и катер взлетит на воздух. Собрав последние силы, Куропятников пополз на корму. Сбросить шашки в море одной рукой не удалось - они были надёжно закреплены на случай шторма. И тогда старшина стал развязывать канаты зубами. Огонь обжигал лицо, от удушливого дыма перехватывало дыхание, но моряк продолжал работу. Наконец шашки были освобождены и сброшены за борт. А с неба уже началась новая атака. Куропятников вернулся к пулемёту и открыл огонь по врагу. Он оставался на боевом посту, пока хватило сил. Мужество, самоотверженность и высокое мастерство экипажа катера принесли победу в неравной схватке с тридцатью фашистскими бомбардировщиками. Спасённый катерниками транспорт вовремя доставил защитникам Кавказа оружие, боеприпасы, горючее и продовольствие. Теперь все силы членов экипажа, которые ещё могли передвигаться, были брошены на спасение катера. Лишь через семь часов корабль добрался до базы. Тяжелораненого Куропятникова отправили в госпиталь, где он и узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Боевые награды получили и другие участники этого беспримерного боя. Приказом народного комиссара Военно-Морского Флота от 25 июля 1943 года сторожевому катеру СКА-065 было присвоено звание гвардейского. ОХОТНИКИ НЕ СТАЛИ ДОБЫЧЕЙ Вечером 25 мая 1943 года охотники за подводными лодками - сторожевые катера МО-303 (командир - лейтенант В.Г. Титков) и МО-207 (командир - старший лейтенант Н.И. Каплунов) под командованием командира звена 3-го дивизиона старшего лейтенанта И. П. Чернышёва вышли в дозор севернее фарватера, связывавшего Кронштадт с островом Мощный (Лавенсаари). Около полуночи в северной части горизонта неожиданно обозначились силуэты пяти катеров противника, которые в кильватерном строю шли к нашему фарватеру. Советские сторожевики находились в более тёмной части горизонта, и враг их не заметил. Командир дозора приказал выбрать тралы и приготовиться к бою. Когда расстояние до противника составило до 20-25 кабельтовых, наши катера пошли на сближение. Обнаружив их, фашисты открыли пушечно-пулемётный огонь. Во время сражения моряки увидели ещё восемь немецких катеров. Продолжая атаку, малые охотники пересекли курс первого отряда, ведя огонь по ближайшим немецким катерам с дистанции 60-100 метров. От попаданий снарядов катер противника, идущий в строю третьим, потерял ход, с большим дифферентом на нос вышел из строя и позднее затонул. Выстрелами МО-207 был потоплен головной катер.
Но и в МО-303 угодила очередь 20-мм автоматической пушки. Судно круто развернулось, и носовое орудие в упор послало во вражеский катер два снаряда. Он прекратил стрельбу и попытался укрыться в дымовой завесе. Строй первой группы кораблей врага распался, а наши сторожевики, ведя пушечно-пулемётный огонь, прорезали строй второго отряда. В МО-207 также попало несколько малокалиберных снарядов, заклинивших носовое орудие. Почувствовав ослабление огня, немецкий катер пошёл на сближение. Но в последний момент пушку удалось исправить, и неожиданный для врага выстрел разнёс на куски его рубку. Но силы всё же оставались неравными. Фашисты стали прижимать наши катера к берегу под выстрелы собственных батарей. Очередная пулемётная очередь сразила командира МО-207 Н.И. Каплунова, ранила нескольких членов экипажа; вновь вышло из строя носовое орудие. Получил контузию и ранение командир звена И. П. Чернышёв. Придя в себя, он повёл свой катер на помощь МО-207. Не ожидавший удара с тыла противник отошёл, но в это время появились ещё четыре вражеских судна. Наши малые охотники на полной скорости устремились на прорыв, используя поставленную немцами дымовую завесу. Утром они поодиночке вернулись в Кронштадт. За проявленную доблесть Чернышёва первым на Балтийском флоте наградили орденом Александра Невского. Орденов Красного Знамени были удостоены Н. И. Каплунов (посмертно), В.Г. Титяков, И.М. Лобановский и М. Цимбаленко. К орденам и медалям были представлены и другие катерники. ГВАРДЕЙЦЫ ПОЛЯРНЫХ ГЛУБИН Экипаж подводной лодки С-56 вместе с моряками других кораблей Северного флота охранял Советское Заполярье, выполняя разнообразные боевые задачи в тяжёлых погодных условиях Арктики. Командир одной из германских субмарин времён Первой мировой войны так писал о суровости этих мест: «В Баренцевом море сосредоточились духи зла со всех морей мира... Все силы природы соединились против нас. Снег и град, штормы, зыбь, туманы... Подводная лодка начинает какую-то совсем особенную пляску: волны из длинных вдруг превращаются в короткие... Команда бывала в Балтийском и Северном морях, бывала и в Атлантике; каждое из этих морей имело свои особенности в смысле погоды и ветров. Но здесь даже самые привычные матросы начинают чувствовать приступы морской болезни. Смена вахт происходит каждый час...» За два десятилетия между войнами нрав полярных морей не стал мягче. Но активные боевые действия велись и в этой экстремальной обстановке. Боевой счёт потопленным фашистским судам наши подводники открыли уже в первом походе, применив оригинальную тактику. Недалеко от берега моряки обнаружили конвой из трёх транспортов в сопровождении шести сторожевых кораблей. Лодке удалось прорваться внутрь конвоя и занять выгодную позицию для торпедной атаки. Но субмарину обнаружили. К ней устремились два немецких сторожевика. От взрывов глубинных бомб стоял сплошной звон. В отсеках погас свет, сыпались осколки стекла. Неужели конец? Но шума воды, поступающей из-за борта, не слышно. Значит, не так страшно... Командир решил укрыться под ближайшим транспортом от бомбёжки, а затем, вынырнув с другого борта судна, атаковать «хвост» конвоя из кормовых торпедных аппаратов.
Противник не ожидал, что лодка продолжит атаку. Немцы неистовобомбили субмарину с левого борта транспортов, где её обнаружили, в то время как она подкрадывалась с другой стороны. Торпеды устремились к замыкающему конвой транспорту. До него было рукой подать. Подводники слышали сильный взрыв. Но увидеть результаты атаки в перископ не удалось: к лодке уже мчались вражеские сторожевики. Бомбёжка длилась долго... От похода к походу росли мастерство и закалка экипажа, но и противник совершенствовал свою противолодочную оборону. Бороться с ним становилось всё труднее. В февральском походе 1945 года субмарина встретила конвой в составе двух транспортов и танкера, идущих под охраной десяти противолодочных кораблей. Преодолеть такую сильную защиту казалось невозможным. Но подводникам удалось торпедировать танкер. Лодку бомбили двадцать часов; шансов уцелеть у моряков не осталось. В отсеках почти нечем было дышать, угрожающе росла концентрация углекислоты, запас электроэнергии в аккумуляторных батареях подходил к концу, люди валились с ног из-за смертельной усталости. Но даже получив разрешение командира, самые слабые не оставляли боевых постов. Такая сплочённость экипажа позволила лодке не только вырваться из кольца врагов, но и отправить на дно один из фашистских кораблей. Оторвавшись от преследователей, субмарина с победой вернулась в родную базу. В феврале 1945 года краснознаменная подводная лодка С-56 стала гвардейской. Ранее, в ноябре 1944 года, её командиру капитану 2 ранга Г.И. Щедрину было присвоено звание Героя Советского Союза. За годы войны отважные подводники потопили и повредили двенадцать вражеских кораблей и судов. Рисунки автора.
|