Подводная лодка (будем именовать её так, хотя первоначально все подводные лодки назывались миноносцами) была построена в период 1904-1905 гг. на средства высочайше утвержденного Особого Комитета по усилению флота на добровольные пожертвования. Она представляла собой малую «полуподводную» лодку системы лейтенанта Сергея Александровича Яновича 2-го, существенно усовершенствовавшего лодку талантливого инженера-изобретателя Степана Карловича Джевецкого, которую было решено использовать для действий в Амурском лимане в период Русско-японской войны. Постройка обошлась в 12561 руб. 60 коп (было ассигновано 12000 руб.). Вследствие таких обстоятельств пришлось отказаться от постройки специального корпуса, использовав старый корпус лодки Джевецкого, удлиненный и несколько переделанный. 19 ноября 1904 г. проект был представлен на рассмотрение Комитета по усилению флота и забракован первой случайной и некомпетентной комиссией. Немедленно была создана вторая комиссия под председательством вице-адмирала К. К. Де-Ливрона при участии вице-адмирала Верховского и лучших сил военно-морской техники (подполковник А. Н. Крылов, полковник А. П.Меллер, старший судостроитель И.Г. Бубнов, профессор К. П. Боклевский и др.). В ней принимали участие лейтенант С. А. Янович 2-й и директор-распорядитель акционерного общества заводов Г.А. Лесснер. В результате работы этой комиссии появился акт от 21 января 1905 г., полностью опровергавший мнение первой комиссии. Корпус подводной лодки (15,0 х 1,3 м) был сделан из стали. По его центру располагалась стальная башня. Лодка приводилась в движение двумя главными двигателями по 60 л.с. каждый, работавшими на бензине, спирте или керосине. Пуск двигателей в ход осуществлялся бензином, а затем можно было переходить на керосин. На вооружении имелись две мины Уайтхеда (т.е. торпеды) и пулемет. Минные аппараты располагались внутри. Пулемет хранился в лодке и подавался наверх специальным рычагом. Команда состояла из командира и трех нижних чинов. Имелись койки и необходимые рундуки. Водоизмещение составляло 12 кубометров на поверхности и 16 - в погруженном состоянии. Скорость хода доходила до 12 узлов. Вес лодки при подъеме для перевозки составлял 10 тонн. Лодку спустили на воду 12 июля 1904 г. (по старому стилю). 12 апреля 1905 г. её отправили по железной дороге в Иркутск. 3 мая она прибыла туда, а 12 мая, к началу навигации, - в Сретенск. В Сретенске лодку установили на деревянную баржу, обычную для воинских перевозок, и пароход «Семен Дежнев» по Шилке и Амуру отбуксировал ее в Николаевск-на-Амуре. При этом при лодке находилось три человека команды: минно-машинный квартирмейстер, минный квартирмейстер и минный машинист. 3 июня 1905 г. баржа прибыла туда, лодку краном спустили с баржи и она своим ходом ушла на отведенное для нее место. После испытаний, которые окончились 10 июня (за это время лодка прошла своим ходом около 70 миль), на военном совете, состоявшемся в Николаевске, 15 июня решено было приступить к ее использованию в районе м. Лазарева, Де-Кастри и Александровска-на-Сахалине. Имеется исторический отчет о плавании миноносца «Кэта» в кампанию 1905 г., из которого следует, что 16 июня «Кэта» под командой лейтенанта Яновича 2-го вышла из Николаевска в Охотское море. 17 июня подошла к острову Лангр, где ее ждала баржа. Основной план действий, задуманный еще в Петербурге, был таков: избрав базу в стороне от устья Амура, пропустить неприятеля мимо себя и затем атаковать его с тыла. 27 июня «Кэта» вместе с баржей подошли к м. Казакевича. На самом высоком дереве мыса был устроен наблюдательный пункт, соединенный телеграфом с баржей. Сама баржа была обсажена деревьями и покрашена илом. Но, поскольку неприятель действовал против Сахалина и угрожал блокадой Николаевску, предполагалось перенести базу к м. Пронге. По многим обстоятельствам это оказалось неудобным и пришлось обосноваться между мысами Джаоре и Лазарева. В процессе этой передислокации буксир отозвали в Николаевск, и лодке пришлось самостоятельно буксировать баржу на расстоянии около 30 миль, рискуя встретиться с неприятелем. Ход был около 3 узлов. К вечеру дошли до группы Частых островов и встали на якорь у острова Пилямиф. К 27 июля, со времени ухода от м- Казакевича, лодка прошла уже 543 мили. 30 июля двинулись дальше, но был свежий противный ветер. Около 2 часов ночи с м. Лазарева пришла шлюпка, с которой передали письмо лейтенанта барона Остен-Сакена 1-го. В нем он уведомлял о появлении неприятеля и приглашал приехать на м. Лазарева, чтобы договориться о совместных действиях. Будучи не в состоянии немедленно остановить два миноносца неприятеля, Яновский принял решение отправиться на этой шлюпке на м. Лазарева. Переговорив там с лейтенантами Остен-Сакеном и Бонсдорфом, он уже собирался возвращаться, как доложили, что из-за мыса показались вражеские суда. Было 7 часов утра, туман сильно поредел. Силы русских на м. Лазарева состояли из четырех офицеров и семнадцати нижних чинов. Силы неприятеля включали два миноносца-истребителя типа «Ярроу» (водоизмещение 400 т; вооружение: 1 - 75-мм, 5 - 57-мм; команда 55 человек) и плоскодонный палубный барказ, вооруженный 37-мм орудием и пулеметом. На нем находилось около 40 чел. десанта. Неприятельские суда подошли к м. Лазарева и начали обстрел. Русские рассыпались цепью и не отвечали. Противник выпустил около 60 снарядов. Был подожжен телеграфный дом, но его удалось потушить. Затем стрельба прекратилась, барказ подошел к берегу и с расстояния около 600 шагов открыл огонь из пулемета. Когда расстояние уменьшилось наполовину, открыли огонь и русские (из 6 винтовок). Удалось подбить пулемет, убить 5 человек и ранить до 15. Противник отказался производить высадку и отступил, вновь открыв артиллерийский огонь, которым был уничтожен телеграфный дом. Однако людских потерь не было. После этого неприятельские суда ушли на север, а Янович берегом отправился к барже. Миноносцы прошли мимо нее на расстоянии 8-10 каб., но не заметили- После этого позиция баржи была изменена. Во время одного из плаваний «Кэты» были вновь замечены эти два миноносца, но она, как писал впоследствии ее командир, «находилась в это время в еще незнаемых водах и, пойдя в атаку, села на мель в 5-6 каб. от неприятеля, сойдя, конечно, немедленно с мели на поиски прохода через эту, лежащую между мной и неприятелем банку, было потрачено столько времени, что неприятель успел удалиться. После этого еще раз пришлось видеть неприятеля на горизонте, так что об атаке не приходилось думать». Через несколько дней на м. Лазарева была получена телеграмма от командира крепости Николаевск: «Мирные переговоры закончены», которая привела всех находившихся там в полное недоумение. После ее получения, Янович запросил начальника Морской обороной (телеграмма № 295) следует ли атаковать неприятеля, если он покажется, или нет. Ответа на нее он не получил, но. как оказалось, слухи о мире оказались преждевременными. Однако после этого противник в Лимане не появлялся. После заключения перемирия транспорт «Тунгус», приняв на борт «Кэту» и ее команду, включавшую 7 человек, 20 сентября доставил всех в Николаевск. По табелю комплектации в команду подводной лодки «Кэта» входили: командир; минно-машинный квартирмейстер (он же боцман); машинный квартирмейстер; минный машинист; марсовой; сигнальщик; матрос 1-й или 2-й статьи. Кроме того, для управления баржей, на которой буксировалась подводная лодка, требовалось 3 человека. Во время плавания одновременно на лодке находились офицер и один или два нижних чина. За всю кампанию 1905 г., продолжавшуюся 5 месяцев, «Кэта» прошла 948 миль. Больше она в кампаниях не участвовала и 19 июня 1908 г. была исключена из списков судов флота «по совершенной непригодности к дальнейшей боевой службе» (приказ по Морскому ведомству № 147). Так закончила свою жизнь подводная лодка, первой в русском флоте выходившая не в учебную, а в боевую атаку.
|