В 1996 году вся Россия отметила 300-летие Российского регулярного военного флота. Несомненно, что история плавания на реках и морях насчитывает не 300 лет, а гораздо больше. Пётр Великий в предисловии к «Уставу морскому (о всём, что касается доброму управлению в бытности флота на море)» 1720 года коротко касается истории мореплавания с древнейших времён на Руси. Ещё... «Игорь Великий Князь Российский ходил под Константинополь чёрным морем с флотом в пятнадцати тысящах судов. Но то не корабли или иные какие великие воинские суда были но струги чаю казацкие...» (здесь и далее орфография и знаки препинания в цитируемых документах сохраняются, кроме твёрдых знаков).
В краткой истории государства Российского, приведённой в этом Уставе, Пётр Первый, кратко перечисляя всех основных великих князей и анализируя их правление, делает везде упор на то, что не было у России (вернее у четырнадцати отдельных княжеств российских) флота и... «наша Россия одну токмо руку имела тогда». И, наконец, «по неотменному желанию ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Блаженныя и Досточтимыя памяти Царя Алексея Михайловича вывезен был из Голландии Капитан Давид Бутлер с компаниею мастеров и матрозов, которые зделали корабль именем «Орёл» и Яхту или Галиот на Волге реке в Дединове и сплыли в Астрахань». Таким образом, начало флоту Российскому положено было ещё до рождения того, которого потом назовут основателем нашего флота. Здесь есть одна важная ошибка. Село Дединово стоит на реке Оке, а не на Волге. Это в 35 километрах от города Коломны, где в Оку впадает Москва-река, ниже по течению. Село большое старинное, расположено на заливных лугах, славится большим производством молока, в колхозе имени В.И.Ленина трудились 10 Героев Социалистического Труда, а председателем в своё время был дважды Герой Ф.С.Генералов, личный друг Н.С. Хрущёва. Ещё ниже по Оке в 35 верстах родился в селе Константинове Сергей Есенин и есть свидетельства, что он бывал в Дединове и имел там знакомых. От судостроительной верфи не сохранилось ничего, правда, дубовая роща рядом с селом, конечно, помнит первых лесорубов-корабелов. В селе имеется музей и первому военному кораблю там посвящено много места. На берегу Оки установлен памятный знак, посвящённый первому военному кораблю России. Некоторые материалы из музея использованы в настоящей статье, и в первую очередь «учительские изыскания» учителя истории В.Р.Чепелева, у которого заранее прошу прощения за возможный плагиат. Связаться с ним в селе Садовое Амурской области не удалось. Итак, что же это был за корабль, кто его строил, и что с ним стало? Опыта не было никакого, и, естественно, обратились к иностранцам. В 1666 году в феврале в Голландию направлен, давно проживавший в России голландский кузнец Иоганн ван Сведен. По поручению русского правительства он нанял на русскую службу нескольких корабельных специалистов, в том числе и своего племянник Давида Бутлера, а также закупил инструменты и оборудование для судостроения. 19 июня 1667 года вышел царский указ: «Для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабль в Коломенском уезде в селе Дединове». Общее руководство по «ведению корабельного дела» возложено на боярина Афанасия Лаврентьевича Ордын-Нащокина, выдающегося государственного деятеля той эпохи. По-видимому, его можно назвать инициатором создания военного флота России. Руководителями работ были также полковник русской службы голландец Корнелио ван Бунивен и русский дворянин Яков Полуектов. Ну а непосредственным строителем корабля был Ламберт Гельт, которому помогали прибывшие из Голландии специалисты и русские плотники, кузнецы, смоловары и резчики по дереву, которые набирались из соседних сёл (Белоомут, Ловцы, Любичи и др.). Лесу кругом было много, а «железо самое доброе на корабельное дело» поставляли тульский и каширский заводы. Закладка состоялась 14 ноября 1667 года. Это была дата закладки первого русского военного корабля, а Пётр I ещё не родился. Через шесть с половиной месяцев корабль был спущен на воду. Вместе с ним строилось ещё несколько мелких судов. К осени 1668 года корабль, яхта, бот и два шлюпа (или шнявы) были, в основном, построены, но из-за различных проволочек (Русь-матушка!) и низкой воды не смогли выйти из Дединова и остались зимовать. Поражает огромная сумма затрат на корабельное дело - 9021 рубль 25 алтын и полденьги, а также точность подсчёта. 24 апреля 1669 года кораблю было присвоено имя «Орёл» и на корме установлен вырезанный из дерева двуглавый орёл, как символ государственной принадлежности. Сейчас трудно сказать о том, как выглядел этот корабль, так как до сих пор не найдены чертежи, хотя в Центральном государственном архиве древних актов в Москве сохранилось обширное дело о строительстве «Орла» и в Дополнениях к актам историческим, собранным Археологической комиссией, тоже. Упоминается о нём и в делах Астраханского делового двора за 1679 г. Есть даже изображение«Орла» на гравюре в книге Яна Стрейса (русский перевод 1935 года под названием «Три путешествия»). Сам Я. Стрейс служил парусным мастером на «Орле» и подробно описал плавание его из Дединова в Астрахань, но почти ничего не написал об устройстве корабля. По аналогии с голландскими судами XVII века и на основании перечисленных источников можно ориентировочно определить размеры, устройство и парусную оснастку корабля. Корабль был построен по образцу и аналогии с голландскими военными судами и имел водоизмещение от 250 до 300 тонн, длину 24,5 м, ширину 6,4 м. осадку в грузе 1,7 м. На вооружении он имел 22 пушки-пищали. Бушприт и первые две мачты несли по два яруса прямых парусов, а кормовая мачта - латинскую бизань (косой парус), на что указывает термин «барк», упоминаемый в книге Я.Стрейса. Он имел две палубы, одну носовую и две кормовые надстройки, в которых находились служебные помещения и каюты офицеров. Нос и корма, несомненно, были украшены резьбой. По-видимому, его надо отнести к классу голландских ост-индских судов, которые одновременно могли выполнять функции торговых и военных кораблей и совершать даже океанские плавания. Вспомним, что к этому времени уже давно открыта Америка, а через 150 лет М.П.Лазарев на шлюпе всего в 500 тонн откроет Антарктиду. . Экипаж состоял из 20-22 голландских офицеров и матросов и 35-40 русских стрельцов-солдат корабельных. Командовал кораблём голландец Давид Бутлер. Были разработаны Статьи артикульные (фактически первый корабельный устав), в которых были расписаны организация службы на корабле и действия экипажа на случай боя. 7 мая 1669 года «Орёл» в сопровождении судов, построенных вместе с ним, вышел в плавание по Оке и Волге. По пути суда останавливались во всех больших городах. Плавание продолжалось более трёх месяцев, в августе пришли в Астрахань и стали на зимовку. В Поволжье разгоралось восстание Степана Разина, летом 1670 года он взял Астрахань и закрыл путь в Каспийское море. Большинство голландцев, служивших на корабле, опасаясь расправы, сбежали на шлюпе в Персию, бросив корабль на произвол судьбы. В большинстве публикаций преобладает мнение, что корабль «Орёл» был казаками Степана Разина сожжён. Однако это, видимо, не так. Историк Ю.П. Тушин в своей книге «Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Чёрном морях в XVII веке» этого не подтверждает. Да и в предисловии к «Уставу морскому» 1720 года говорится не о сожжении, а только о разорении кораблей в Астрахани: «...Забунтовал в то время Разин и в нашествии своём на Астрахань, как иные многие вреды зделал, так и суда оные яко противник всякого добра разорил и Капитана убил, а прочие ушли в Перcиду и от толь в Индийскую компанию...». Имеются ценнейшие свидетельства астраханского воеводы окольничего Матвея Степановича Пушкина о том, что к 1671 году «прислан с верху в Астрахань корабль да полукорабелье и стоят в Кутумове реке... а что каких корабельных припасов было, того в приказной полате не сыскано, потому что в смутное время от воровских казаков приказные полаты писма все изодраны». Совершенно ясно, что припасы были разграблены, а пушки пошли на вооружение разинского войска. Ещё более ценные данные приведены в этом же документе - результаты досмотра судов по указу уже царя Фёдора Алексеевича в сентябре 1676 года: «Корабль ветхой, дно и бока сгнило, в ход не годитца, а на нём припасов: три дерева щегольных (мачты. - А.С.) с кругами деревянными (марсами) ветхими и в том числе на носу дерево щегольное (бушприт) с кружком деревянным, да и той же щеглы внутре в корабле конец утверждён обоймом железным на носу и на водорезе (форштевне), перилы решётчаты, под перилами лев резной, крашеной... на носу чердак (надстройка), а в корме два чердака, верхние да нижние, кругом чердаков на носу и на корме перилы. В корабле двое палат... У корабля по сторонам 22 окошка (пушечные порты, пушек, конечно, нет)... Да подле того ж корабля стоит полукорабелье с деревом, на нём 2 чердака крыты и намощены тёсом». Несомненно, что речь идёт об «Орле» и сопровождавшей его яхте. Других кораблей быть не могло. Воевода и его дьяки совершенно не знают морской терминологии, а сам документ начисто отвергает факт сожжения корабля и даёт ценнейшие сведения об его устройстве и парусном оснащении, что даёт право нам сейчас отнести его к баркам. Спустя ещё три года, в октябре 1679 года «по указу Великого Государя окольничий и воевода Матвей Степанович Пушкин с товарищами приказали тот корабль и полукорабелье разбить для того, чтобы они сгнили, и послать на деловой двор». А вот как сам Пётр оценивает начинание своего отца в предисловии к Уставу морскому 1720 года: «И хотя намерение отеческое не получило конца своего; однако ж достойное оно есть вечнаго прославления; понеже и довольно нам являет, какого духа был оной Монарх, и от начинания того, аки от доброго семене произошло нынешнее дело морское».
|