Анализ развития России как морской державы показывает, что наше государство всегда занимало лидирующие позиции в освоении Мирового океана. Начиная с Петра 1, океаны, близлежащие моря и прибрежные территории открывали и осваивали выдающиеся мореплаватели России. Это лидерство русских моряков во все времена не являлось самоцелью, а было продиктовано прежде всего геостратегическим положением нашего государства и его жизненными интересами. В результате такого освоения в прошлом все мы теперь являемся обладателями несметных богатств, расположенных в трёх океанах и 13 морях, омывающих более 38,8 тыс. км границ нашей территории.
Угроза истощения мировых запасов углеводородного сырья и других минеральных ресурсов в настоящее время на континентальной части Земли предопределяет переориентацию разведки и добычи ресурсов полезных ископаемых на континентальный шельф, а в перспективе и на океанические склоны и ложа океанов. Наряду с минеральными запасами океана морские биологические ресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации играют значительную роль в продовольственном комплексе России и являются одним из источников занятости населения в большинстве приморских регионов. Стремительное истощение запасов сырья и энергоресурсов на суше даёт всем ведущим мировым державам основания полагать, что XXI век будет веком Мирового океана. По вышеназванным причинам потенциальные морские соперники России уже сейчас наращивают усилия по освоению и юридическому закреплению дополнительных пространств акватории морей и океанов. Наряду с этим отдельные государства активизировали свои требования к РФ по спорным территориям, при этом на условиях для нас заведомо невыполнимых. Так, например, на Дальнем Востоке Япония требует возврата отдельных островов Курильской гряды и части территории острова Сахалин. При этом данные острова для Японии особой ценности не представляют. Больше всего их интересует, в случае отторжения от России этих территорий, автоматически переходящую под их юрисдикцию экономическую зону водных акваторий, обладающих значительными морскими биологическими ресурсами. Россия же в дополнение ко всему при этом ещё теряет и короткий выход Дальневосточного региона в Тихий океан.
Основным источником угрозы на Севере России может стать обострение российско-норвежского кризиса, связанного с освоением богатств континентального арктического шельфа в так называемой серой зоне. Кроме того, кризисная ситуация на Севере может стать результатом целенаправленной политики Норвегии по вытеснению России с архипелага Шпицберген, размыву его демилитаризованного статуса и установлению полного контроля над ним. Неурегулированность территориальных проблем с Японией и Норвегией остается причиной вероятного развития кризисной ситуации не только в российско-японских или российско-норвежских, но и в российско-американских отношениях. В случае конфликта с этими государствами Россия так или иначе неизбежно столкнется с коалицией западных стран во главе с США. Как известно, для отстаивания своих интересов США и их союзники всё чаще прибегают к применению силы, что неоднократно подтверждается событиями в Югославии, Афганистане и в Персидском заливе. При этом ведущую роль во всех этих войнах играли авианосные ударные соединения. Необходимость создания в России авианосцев была признана ещё в 1909 году. Уже в период первой мировой войны наша страна имела 4 авианесущих корабля, так называемые авиаматки, из них три на Чёрном море и один на Балтике. Однако инициатива и приоритет в строительстве авианосцев по известным причинам нашей страной были утрачены. Вместе с тем звёздный час американских и японских «плавучих аэродромов» пробил во время 2-й мировой войны. Именно тогда утвердилось господство палубной авиации в боях на море, и авианосцы стали главной ударной силой ведущих флотов мира. Как не хватало этих океанских исполинов на Северном флоте для защиты от ударов с воздуха конвоев союзников, воистину знают моряки и лётчики - участники Великой Отечественной войны. Ведь все основные потери северные конвои понесли от ударов авиации противника. О значимости авиации в вооружённой борьбе на море говорят следующие факты. Из всех кораблей фашистской Германии, потопленных Военно-Морским Флотом Советского Союза, около 70% приходится на долю нашей авиации. В войне на Тихом океане из 20 потопленных японских авианосцев 18 были уничтожены палубной авиацией самостоятельно и 2 -совместно с другими силами. Таким образом, самой историей доказано, что без господства в воздухе нет господства на море. А господства в воздухе над морем не может быть без палубной авиации. С учётом сказанного значимость морской деятельности для Российской Федерации и обеспечение её безопасности с морских направлений уже сегодня и на ближайшую перспективу без применения авианосцев не представляется возможным. Авианосный флот России нужен и альтернативы ему нет. В мирное время - это мощнейшее средство сдерживания агрессии потенциальных противников и разрешения различных политических вопросов, в том числе и по спорным территориям. В военное время - это маневренная, активная и универсальная (сочетание оборонительных и наступательных качеств) сила в воздушно-морской сфере. При этом следует учитывать, что в современных условиях для достижения политических и военных целей приоритет в вооружённой борьбе ведущими западными державами все больше отдаётся воздушному компоненту, применяемому с морских направлений. Морские направления потенциальным агрессором избраны ввиду их незащищённости и открытости для воздушного вторжения на континентальную часть России. Тем более апробация подобных направлений в Югославии и в зоне Персидского залива дала свои положительные результаты. Потребность России в авианосцах также подтверждена Морской доктриной, утверждённой 27 июля 2001г. Президентом Российской Федерации и Основами политики РФ в области военно-морской деятельности. В настоящее время в силу военно-географических условий и возложенных задач острую потребность в авианосцах испытывают в России, как минимум, два флота - Северный и Тихоокеанский. Авианосцы для наших флотов должны быть принципиально новой постройки, с атомной силовой установкой, с минимальной островной надстройкой, с тем чтобы иметь неограниченную мореходность, продолжительность и возможность размещения максимального количества летательных аппаратов на полётной палубе. Ведь в итоге командира авианосного соединения интересует, какое количество самолётов за минимальный срок может ввести в бой авианосец, а не сколько аппаратов тяжелее воздуха находится в его ангаре. Они должны иметь другой, в отличие от авианосцев советской постройки, совершенно иной облик. Необходимо отказаться от расположения на кораблях такого класса тяжёлого ракетного вооружения, поскольку во время применения этих ракетных комплексов авиация будет безмолвствовать. Другими словами авианосец необходимо строить для авиации, а не делать гибрид. С нанесением ракетных ударов вполне успешно справятся крейсеры из состава охранения авианосца и, к слову, обойдутся в строительстве дешевле. Имеющийся на вооружении Северного флота ТАВКР «Адмирал Советского Союза Кузнецов» свою важную миссию в конце XX века выполнил успешно и продолжает её выполнять и дальше. На его палубе в 1994 г. впервые в истории России зародилась корабельная истребительная авиация, а сейчас в силу материальных возможностей ВМФ он поддерживает на минимальном уровне боевой состав палубных лётчиков. Этот состав должен впоследствии явиться источником массовой подготовки лётчиков корабельной авиации России. С вводом в боевой состав принципиально новых авианосцев данный корабль следует использовать в качестве учебного авианосца для подготовки молодого лётного состава. Даже неискушённому человеку понятно, что строительство авианосцев для Военно-Морского Флота - это неподъёмная задача. Мало построить корабль такого класса, вместе с ним необходимо строить так называемую авианосную систему, инфраструктура которой будет способна «вести» авианосные соединения от начала их строительства, в ходе их применения, модернизации и последующей утилизации. Авианосные соединения будущего должны включать надводные и подводные силы обеспечения боевой устойчивости, новый парк летательных аппаратов, способных решать как оборонительные, так ударные и обеспечивающие задачи. Для этого в России требуется открытие национальной, целевой государственной программы. Другого пути нет. Таким образом, основными причинами возвращения России в океан являются: стремительное истощение мировых запасов минеральных ресурсов и биологического сырья на континентальной части Земли; защита национальных богатств, расположенных в трёх океанах и 13 морях, омывающих границы нашей территории; усиление приоритета вероятного противника в вооружённой борьбе воздушного компонента, применяемого с морских направлений; активизация притязаний соседних государств к России по спорным территориям континентального шельфа и островной зоны; обеспечение безопасности России с морских направлений. Путь возвращения России в Мировой океан в современных условиях лежит через освоение просторов «пятого» океана. Для этого требуется открытие национальной, целевой государственной программы «Авианосцы России XXI века».
|