С первых дней войны командный состав училища береговой обороны им. ЛКСМУ принял решение скорректировать программу подготовки курсантов на более ускоренное изучение стрелкового оружия, тактики ведения боя в полевых условиях, использования артиллерии в отражении возможного нападения врага как с моря, так и с суши. Такая подготовка способствовала в недалеком будущем успехам курсантского батальона училища.
Севастополь немцы забрасывали бомбами с первых дней войны, поэтому курсанты факультета зенитной артиллерии отражали и первый, и последующие налеты авиации. Из числа курсантов-зенитчиков выпускников курса был создан зенитно-артиллерийский дивизион 2-го батарейного состава под командованием начальника кафедры тактики ПВО училища полковника И.П. Леонтьева. Действуя в общей системе ПВО главной базы Черноморского форта, дивизион мужественно отражал налеты вражеской авиации, имевшей своей целью минировать с воздуха выход кораблей из бухты и наносить удары по военным и промышленным объектам города и флота. От меткого огня зенитчиков не один фашистский стервятник нашел себе могилу на подступах к Севастополю.
Во флотской газете «Красный Черноморец» от 6 июля 1941 года давалась высокая оценка боевым действиям курсантов-зенитчиков: «Умело и мужественно курсанты участвуют в боевых действиях по отражению ночных налетов фашистских стервятников. Хладнокровные, уверенные действия зенитных расчетов, связистов, разведчиков обеспечивают интенсивность и быстрый темп стрельбы по самолетам врага».
После окончания курса офицеры-зенитчики В. Белонин, Ю. Наумов, В. Лобанов, А. Мордовцев, В. Пономарев, А. Богданов, Б. Зорин были оставлены в Севастополе до последних дней обороны. Лейтенант Борис Зорин получил назначение на легендарный броненосец «Железняков». Возглавляя разведку, он проявил мужество, отвагу и военную смекалку. Дрезина бесстрашного моряка в любую погоду, днем и ночью выходила на разведку, доставляя ценные данные для нанесения ударов по врагу. 28 декабря 1941 года во время огневого налета противника Б. Зорин пал смертью храбрых.
12 июля 1941 года Военный Совет ЧФ возложил на училище ответственную задачу по охране и обороне важнейших объектов города и флота. Курсанты несли боевое дежурство на береговых батареях главной базы флота и училища. В механических мастерских училища изготавливались 50-мм ротные минометы. Пиротехники осваивали производство и правила использования противопехотных и противотанковых мин. Некоторая часть курсантов принимала участие в строительстве оборонительных и защитных сооружений города.
В связи с неблагоприятной обстановкой, сложившейся в районе г. Одессы, 22 августа 1941 г. по призыву Военного Совета флота на защиту Одессы из училища была послана группа добровольцев из матросов, старшин и офицеров во главе с майором А.С. Потаповым. За образцовое выполнение задания майор А.С. Потапов был награжден орденом Ленина. Офицеры училища майор Деньщиков и ст. лейтенант Белоусов пали смерть храбрых при защите Одессы.
Самое тяжелое испытание выпало на долю личного состава училища в дни героической обороны Севастополя. В конце октября 1941 г., прорвав нашу оборону на Перекопе, немецко-фашистские захватчики вторглись в пределы Крыма. Гитлеровцы с ходу стремились овладеть Севастополем. Военным Советом флота были приняты экстренные меры. Из экипажей кораблей, личного состава береговых частей оперативно были сформированы отдельные отряды, батальоны, в том числе и курсантский батальон училища, и направлены на дальние подступы к городу. В ночь с 29 на 30 октября
1941 г. курсанты, матросы, старшины во главе со своими командирами в пешем строю совершили 35-километровый ночной переход. На своих плечах они несли минометы, пулеметы, ящики с боеприпасами и другое военное снаряжение.
Весь личный состав училища был сведен в отдельный усиленный курсантский батальон под командованием заместителя начальника училища по учебной части полковника Василия Андреевича Костышина. Обязанности комиссара батальона принял комиссар училища полковой комиссар Борис Ефимович Вольфсон. Батальон состоял из роты комсостава, пяти курсантских стрелковых рот, в том числе минометной и пулеметной, трехорудийной 76-мм артиллерийской батареи. На фронт вышли в полном составе политотдел, тыл снабжения, санитарная часть и другие подразделения училища. 30 октября 1941 г. курсантский батальон занял рубеж обороны в 4 километрах юго-западнее Бахчисарая, вдоль реки Кача, и приступил к подготовке окопов и траншей.
30 октября авангард войск Майнштейна, моторизованная бригада, рвалась к рубежу обороны. Береговая батарея №54 под командованием старшего лейтенанта Ивана Заики (выпускника училища БО) открыла огонь по танкам и автомашинам с пехотой, нанеся им большой урон.
Офицерский состав батальона уделял большое внимание организации обороны, установлению связи с соседями, обучению личного состава, использованию противотанковых гранат и бутылок с горючей смесью для борьбы с вражескими танками.
31 октября начала действовать двухсторонняя разведка. В ночь с 31 октября на 1 ноября в сторону железнодорожной станции Альма была выслана разведгруппа курсантского батальона в количестве 22 человек во главе с капитаном Н.Н. Ершиным и лейтенантом Л.А. Ашихминым. На пути следования они встретили превосходящие силы противника и вступили с ними в бой. Разведгруппа понесла большие потери, капитан Ершин пропал без вести, лейтенант Ашихмин погиб.
1 ноября, во второй половине дня, курсантский батальон уже отражал сильные атаки пехоты противника, поддержанные авиацией, артиллерией и танками. Фашисты обрушили на наши позиции массированный огонь, надеясь ошеломить и запугать защитников города, но это им не удалось. Курсанты-комсомольцы мужественно и стойко защищали занимаемые позиции. Их высокий моральный дух, преданность своей Родине, своему народу оказались сильнее превосходящих сил противника. Первыми бой приняли курсанты 1-й роты головного охранения батальона под командованием капитана П.П. Компанца и военкома старшего политрука Т.К. Голубя.
Мужественно сражался на склоне правой высоты от главного шоссе Севастополь-Симферополь взвод под командованием лейтенанта Б.Ф. Григоренко. Во время боя многие курсанты взвода получили ранения и контузии. Будучи раненым, лейтенант Григоренко из станкового пулемета продолжал вести огонь по наступавшим фашистам. На второй день во время контратаки он был смертельно ранен. Боевые друзья похоронили его и поклялись у могилы отомстить врагу за смерть храброго, замечательного командира.
На склоне левой высоты сильной атаке подвергся 3-й взвод
1-й роты головного охранения под командованием лейтенанта К.Я. Бондаря. Многие бойцы пали смертью храбрых, погиб и командир. В окопе в живых оставался один раненый курсант А.И. Мальцев. К нему кинулись фашисты, чтобы захватить его в плен живым. Тогда Мальцев, взорвав противотанковую гранату, ценою своей жизни уничтожил окружающих его гитлеровцев . За проявленное мужество и отвагу А.И. Мальцев посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени, который был вручен матери героя.
Бой под Бахчисараем принимал все более ожесточенный характер. Противник любой ценой стремился сломить сопротивление обороняющихся. На окраине Бахчисарая противник сосредоточил дополнительные силы для решающего удара по курсантскому батальону. Тогда по скоплению врага ударила 30-я 305-мм башенная береговая батарея главной базы ЧФ и 76-мм батарея училища, их стрельбу успешно корректировал преподаватель училища майор А.Ф. Черненок. Мощные взрывы снарядов нанесли большой урон противнику в живой силе и технике.
Смело действовали минометчики под командой лейтенанта И.И. Кожевникова.
После ряда неудач противник стал сосредоточивать свои силы на левом фланге за железной дорогой Бахчисарай - Севастополь. Это было своевременно замечено, и по противнику открыл огонь пулеметный взвод под командованием воспитанника училища лейтенанта А.Р. Глушакова. Понеся потери, фашисты вынуждены были отойти на свои прежние позиции. Идя на хитрость, противник стал засылать в ряды обороняющихся своих лазутчиков, переодетых в форму советских военнослужащих. Во время нашей контратаки один из лазутчиков ранил в ногу командира 1-й роты, полковника А.М. Корнейчука. Находящийся рядом курсант А.А. Собко выстрелил в фашиста, а курсант К.Г. Жестков добил его штыком.
В ночь с 3 на 4 ноября 1941 года курсантский батальон, выполнив боевой приказ командующего ЧФ на Бахчисарайском направлении, был переброшен в район Мекензиевых гор, где также создалась угроза прорыва противника к Севастополю.
На новом рубеже курсанты училища во взаимодействии с 7-й бригадой морской пехоты, 3-м морским полком, отрядом моряков Дунайской военной флотилии сдерживали яростные атаки врага, особенно во время ноябрьского и декабрьского штурмов.
17 ноября 1941 г., после пополнения линии обороны частями Приморской армии, часть курсантов, преподавательский и начальствующий состав училища были сняты с фронта, из под Севастополя. Они были направлены на Кавказ для воссоздания училища береговой обороны им. ЛКСМУ с целью подготовки офицеров для частей Военно-Морского Флота.
В это же время три курсантские роты были временно переданы в состав 105-го отдельного саперного батальона 25-й Чапаевской дивизии. Оставшиеся курсанты на боевых позициях под руководством своих командиров продолжали отважно сражаться.
Командир стрелкового взвода, бывший курсант 2-го курса, младший лейтенант В.И. Соколов со своим взводом находился в головном охранении на высоте, названной курсантами «Москва», контролировал все подходы противника к нашим основным позициям и своим огнем наносил большой урон фашистам.
Чтобы покончить с горсткой храбрецов, враг неоднократно обрушивал на них минометный, артиллерийский и пулеметный огонь. Вражеская авиация бомбила высоту, но ничто не могло сломить стойкости и мужества ее защитников.
Во время декабрьского штурма фашисты бросили против курсантов целую роту солдат, разгорелся ожесточенный и неравный бой. Младший лейтенант В.И. Соколов, израсходовав боезапасы, приказал основной группе курсантов отходить к своим позициям, а сам с несколькими бойцами остался их прикрывать. В бою смертью храбрых пали все бойцы, раненого младшего лейтенанта В.И. Соколова гитлеровцы зверски замучили.
Когда высота была отбита, курсанты обнаружили изуродованные тела В.И. Соколова и его бойцов.
За героизм, стойкость и мужество В.И. Соколов, посмертно, был награжден орденом Отечественной войны I степени. На месте гибели младшего лейтенанта Соколова и группы курсантов установлен памятник.
Заслуживает самых хороших слов мичман Ф.К. Жук. Являясь начальником боепитания курсантских рот, в районе Мекензиевых гор он под огнем противника бесперебойно доставлял на передовые позиции боезапас, питание и все необходимое для обеспечения боевых действий курсантов против фашистов.
В труднейших условиях по-боевому работала санитарная часть во главе с врачом капитаном 3 ранга А.Н. Фроловым, военфельдшером Д.Н. Фетисовой. Матросы санитары-носильщики С. Алексеев, В. Буряк, И. Жданов погибли на поле боя, оказывая медицинскую помощь раненым бойцам.
* * *
Военно-морское училище береговой обороны им. ЛКСМУ в обороне Севастополя 1941-1942 гг. на занимаемых позициях выполнило боевой приказ командования Черноморского флота.
Курсанты, матросы, старшины под командованием офицерского состава совершили бессмертный подвиг. Они первыми вступили в бой с немецко-фашистскими захватчиками и задержали их наступление на главном направлении Симферополь - Севастополь.
Бывший член Военного совета вице-адмирал П.М. Кулаков в своей книге «250 дней в огне» вспоминает: «Первые дни ноября 1941 года были исключительно тяжелыми для Севастополя, мы совершенно не имели полевых сухопутных войск. Оборонительные рубежи защищали лишь несколько батальонов, наспех сформированных из личного состава Военно-морского училища Б.О. им. ЛКСМУ и школ учебного отряда…
Немногие защитники рубежей уцелели в жестоких боях, но они не дали врагу занять Севастополь с ходу».
Важное значение в обеспечении выполнения курсантским батальоном боевого приказа имела организующая роль офицерского состава.
Это прежде всего командование батальона: полковник В.А. Костышин, полковой комиссар Б.Е. Вольфсон.
Офицеры штаба батальона: майор В.И. Голубь (нач. штаба), майор Н.П. Романов, майор Н.Ф. Черненок, капитан А.П. Цветков, капитан В.А. Буров, капитан-лейтенант Е.Ф. Потапов, воен-инженер 3 ранга А.С. Чернов, старший лейтенант Е.Ф. Раскатов.
Командиры курсантских рот: капитан П.П. Компаниец, полковник А.М. Корнейчук, капитан М.С. Синючин, капитан Лобов, капитан П.И. Сабуров, а также помощники командиров рот, командиры взводов и др. подразделений курсантского батальона.
В связи с необходимостью срочной подготовки офицерского состава 14 февраля 1942 г. по решению вышестоящего командования три курсантские роты были сняты с занимаемых позиций в районе Мекензиевых гор и направлены на Кавказ, в г. Ленкорань, для продолжения учебы в училище.
* * *
В летопись героической обороны Севастополя вписали свою славную боевую страницу многие воспитанники довоенных лет. Это прежде всего такие командиры-артиллеристы как И.И. Заика, А.Н. Шишляев, А. Зубков, М. Матушенко, Драпушко, И.Г. Кузовник, Е.А Игнатович и многие другие. Многие из них принимали участие в обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска и других городов.
В настоящее время батарея Зубкова стоит на одной из высот под Новороссийском, как памятник героических лет.
* * *
В августе 1942 г. на Кавказе в районе г. Орджоникидзе сложилась тяжелая обстановка. Немецко-фашистское командование сосредоточило большие военные силы, стремясь с ходу захватить Орджоникидзе, проникнуть в Суарское ущелье и по Военно-грузинской дороге устремиться на г. Баку и Тбилиси.
Ввиду сложившегося положения и указания вышестоящего командования начальником Военно-морского училища Б.О. им. ЛКСМУ капитаном 2 ранга П.Л. Карандасовым 17 августа 1942 г. был издан приказ о посылке в этот район отдельного отряда курсантов в количестве 201 человека, в состав которого вошли 95 курсантов-участников героической обороны Севастополя и 106 курсантов Ленкоранского набора. Отряд первоначально был направлен в Баку, затем в район формирования 34 отдельной морской стрелковой бригады, куда вошли курсанты нескольких морских училищ, в том числе ленинградских, находившихся в то время в Баку.
Из курсантов Севастопольского военно-морского училища береговой обороны им. ЛКСМУ был сформирован отдельный истребительный противотанковый дивизион в составе двух батарей
45-мм и двух рот противотанковых ружей (ПТР) под командованием капитана М.А. Престинского. Позже дивизион получил 37-мм батарею. Остальные курсанты Севастопольского училища им. ЛКСМУ вошли в разведывательный взвод бригады и роту автоматчиков.
После непродолжительной подготовки в конце октября
1942 г. курсантская бригада была направлена на защиту г. Оржоникидзе, где заняла оборону в районе селений Ардон, Дзуерикау, вдоль реки Фиагдон.
На позиции защитников г. Орджоникидзе противник бросил много самолетов, более двухсот танков, бронетранспортеров и другой военной техники.
В ожесточенном бою, от сплошных разрывов авиабомб, снарядов, танковых атак дрожала земля. Эти адские часы боя могли выдержать только мужественные и стойкие воины. Такими воинами были и курсанты ВМУ БО им. ЛКСМУ.
Большой список отважных, мужественных курсантов-артиллеристов, бронебойщиков, автоматчиков. Их было 23. Они отмечены в памятном альбоме училища береговой обороны.
На поле боя противник оставил не один десяток подбитых и сожженных танков, автомашин, транспортеров, большое количество уничтоженных немецких солдат и офицеров.
Боевым действиям севастопольских артиллеристов дал высокую оценку бывший командир 34 отдельной морской стрелковой бригады Герой Советского союза генерал-майор В.С. Антонов. В своей книге «Путь к Берлину» он написал: «Морским бастионом прозвали наши солдаты истребительный противотанковый дивизион, укомплектованный курсантами Севастопольского училища им. ЛКСМУ. Отличные мастера своего дела, их ласково называли солдаты - там, где стоит морской батальон, там танки не пройдут».
Перегруппировав свои силы, советские войска от обороны перешли в контрнаступление. Они окружили вклинившиеся в нашу оборону некоторые части противника и разгромили их.
По окончании боев на всем протяжении от г. Орджоникидзе до реки Фиагдон стояли подбитые и сожженные танки, бронемашины, транспортеры, орудия и другая военная техника. Более 5 тысяч немецких солдат и офицеров нашли себе могилу под г. Орджоникидзе. В этой важной, славной победе немалая доля и курсантов ВМУ БО им. ЛКСМУ.
В жестоких боях под Майрамадагом, с. Рассвет, Гизель пали смертью храбрых: В.П. Морозов, Г.С. Мазур, К.П. Пегов, М.А. Седов, В.А. Андрущенко, П.Т. Каргин, Н.Е. Липчанский, Н.П. Лукин, Н.М. Аллилуев, М.А. Слушков и много-много других курсантов. (На их могиле установлен памятник).
В дальнейшем в составе 34 морской стрелковой бригады, затем 301 стрелковой дивизии курсанты ВМУ БО им. ЛКСМУ принимали участие в освобождении городов и населенных пунктов Северного Кавказа, Кубани, Донбасса, юга Украины, участвовали в разгроме Яссо-Кишеневской группировки противника, добивали захватчиков на территории Польши и подступах к Берлину.
Не всем выпало счастье дожить до Победы. А те кто погиб живут в нашей памяти и в наших сердцах.
Тяжелой и длинной победной дорогой дошли до Берлина 14 курсантов училища.
За мужество и отвагу, героизм, проявленные в боях при защите Родины, воспитанникам училища: Великому Виктору Ивановичу, Желвакову Ивану Михайловичу, Калинину Михаилу Михайловичу, Почтареву Тимофею Алексеевичу, Терновскому Георгию Владимировичу, Хворостянову Илье Алексеевичу присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
За проявленное мужество и отвагу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками артиллерийский противотанковый дивизион был награжден орденом Александра Невского.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное при этом доблесть и мужество Президиум Верховного Совета СССР 22 января 1944г. наградил Военно-Морское училище береговой обороны им. ЛКСМУ орденом Красного знамени.
Исключительно большую работу провел Севастопольский совет ветеранов по увековечению памяти курсантов героической обороны Севастополя и Орджоникидзе, по установлению памятников на местах боев и захоронений курсантов, по созданию фотоальбома о курсантском батальоне ВМУ БО, а также по пропаганде боевых подвигов курсантов училища среди молодежи.
В день 35-летия обороны Севастополя одному из скверов было присвоено наименование - Сквер Севастопольских курсантов.
За активное участие в обороне Севастополя комсомольцам установлен мемориальный скульптурный памятник. На его гранитном постаменте начертаны слова: «Мужеству, стойкости, верности комсомольской».
В районе площади П.С. Нахимова создан мемориал, на котором отмечены все воинские части, принимавшие участие в обороне Севастополя, в том числе отмечено и Военно-Морское училище береговой обороны им. ЛКСМУ.
Создан красивейший обелиск защитникам и освободителям Севастополя. Это далеко не все мною перечисленные памятники.
Фронтовое содружество курсантов было крепким и долговременным. Они каждое десятилетие 29-30 октября съезжались в Севастополь. Посещали места боев, возлагали венки на могилы боевых товарищей, вспоминали о том времени, когда они были молодыми, крепкими, здоровыми и сильными, когда они не щадя своей жизни и крови до последнего дыхания отстаивали Севастополь и другие города.
Тогда им было по 17-18 лет. В настоящее время им за 80. Многие ушли из жизни, не дожив до этого возраста, сказалась тяжесть войны и полученные ранения, да и время. Но их беспримерный подвиг будет жить в веках. Наше и будущее поколения навсегда сохранят в своей благодарной памяти боевые подвиги, геройство и мужество курсантов, матросов, старшин и офицеров училища, проявленные ими в боях с фашизмом за честь, свободу и независимость нашей Родины.
Приношу свои извинения, что у некоторых фамилий нет имен. Их не было в источниках, которыми я пользовалась.