Фильм о «Непризнанном герое великой войны». Под такой рекламной рубрикой преподносится вышедший в начале ноября на экраны фильм «Первый после бога» (режиссер В. Чигинский, сценарий И. Авраменко, проект и продюсер - фонд М. Калатозова). В представлении фильма заманчиво излагается: «Это - картина о войне, в ней есть все: боль и надежда, героизм и подлость, дружба и предательство, выбор между страхом и подвигом, между любовью и долгом…». Некоторые ветераны-подводники, в т.ч. и соавторы нижеизложенного мнения о фильме, участвовали в презентационном его просмотре. Подводная тематика во всех СМИ за последнее пятилетие значительно возросла во многом в связи с катастрофой «Курска». В рыночное время на всем можно зарабатывать. На трагедии тоже... Не отстали и кинематографисты, кроме ряда документальных фильмов, у всех на памяти голливудский фильм «К-19…» и отечественный «72 метра». По первому нам, ветеранам, пришлось немало поработать, выступать с протестами по поводу «обложного» в первом варианте сценария, где порочилось многое из нашей подводной службы и советской действительности. Американцы под давлением «общественного мнения» согласились и учли часть критических замечаний по сценарию, как и с некоторыми предложениями, внесенными консультантом из нашей среды капитаном 1 ранга С.В. Апрелевым. По мнению многих подводных специалистов и участников аварийного похода АПЛ К-19, тот «фильм, в целом, получился смотровым». После долгих лет умолчания (в основном из-за режима излишней секретности по атомным лодкам) наконец-то появился фильм о советских подводниках, правда, не наш. Хотя и с американским акцентом на советскую действительность, зритель все же увидел и услышал с экрана, в какой сложной обстановке действуют настоящие мужчины, рискуя жизнью, проявляя мужество и героизм в аварийных подводных условиях. Познакомили американские создатели фильма с непривычными нам спецэффектами. Показали новые изобразительные и звуковые возможности современной кинематографии. Вероятно, в пику Голливуду сработали скоро и российские кинодеятели, выдав свое подводное «аварийное» кино по сценарию присно известного морского автора - химика А. Покровского («72 метра»). В нем события разворачиваются на неатомной подлодке 877 проекта, подорвавшись на мине второй мировой войны (помните, высказывалась подобная версия катастрофы на «Курске»), она тонет. Экипаж мужественно борется за живучесть и при участии мало смыслящего в подводных делах специалиста из какого-то НИИ, вышедшего на лодке в море (другого, настоящего подводника, почему-то не нашлось), все кончается «хеппи эндом». Спецэффектов и там хватало, вплоть до золотой рыбки, плавающей в аварийных отсеках, с раскрытыми везде (!) переборочными дверями (люками). Надо отметить, что у подводников зрелого возраста до сих пор остается в доброй памяти правдивый кинофильм «Командир счастливой «Щуки» (1973 г., режиссер-оператор Б. Волчек). В нем замечательно сыграл главную роль командира актер-ленинградец П.С. Вельяминов, потому и принятый в ветеранском сообществе «почетным ветераном-подводником». Сюжет в том фильме прост и актуален. Патриоты-подводники предпочли смерть позорному фашистскому плену (ныне такая интрига не в почете). Но возвратимся к просмотренному недавно «шедевру, про настоящих людей, настоящую историю и настоящую войну» - так представленному на его презентации ведущим это мероприятие в кинотеатре «Аврора». Ветераны-подводники присутствовали на первых просмотрах и в других городских кинотеатрах. В ряде газет уже выступили с положительными рецензиями на «Первого после бога», в первую очередь дамы, которым понравился киногеничный главный герой, которого сыграл Д. Орлов. Правда, Алла Шарандина из «С-П ведомостей» от 12.11. с.г., хотя и витиевато, и со специфическими «ляпами», в оценке «подводного боевика» выступила сдержанно. «Синопсис нового фильма (в Интернет-сайте) энтузиазма не вызвал: из текста ясно, что в картине речь идет о подводниках, которые в 1944 году подбили в финских терводах гигантский фашистский эсминец водоизмещением 25 тыс. тонн… Фильм неплохой. По сравнению с предыдущим режиссерским - просто чудесный…» Далее у авторши идут рассуждения о «противостоянии потенциальных протагонистов», отрекающихся от родителей, а остальное, включая любовный треугольник, «оказалось скомканным, нелепым…» (с последним заключением мы согласны). В питерской вставке «Аргументов и фактов», № 46 рецензия Ксении Петровой начинается с ернического заголовка: «Поросенка зажарили напрасно» - и дальше: «Герой фильма - капитан подводной лодки Маринин (который раз «капитанят» в своих публикациях корреспонденты, мало смыслящие в морской терминологии, командиров-подводников) - собирательный образ Героя Великой Отечественной войны, близкий к Маринеско». Его сыграл, далее отмечает она, замечательно Д. Орлов, «разве, что Маринеско, со слов присутствующих его родственников, был «маленький, щупленький... и женщин любил, как ваш герой… Зрителям фильм понравился, «ни в герое, ни в остальных действующих лицах, ни в диалогах, ни в батальных сценах даже ветераны не углядели фальши» и т.п. Не преминула скрасить Ксения П. свой материал и байкой о Маринеско, якобы со слов продюсера М. Калатозишвилли: «Однажды командир пил водку в своей каюте на подлодке, а в это время его вызвали в штаб, и Маринеско отдал команду о погружении прямо у пирса - чтобы допить. А ведь тогда к стенке могли поставить за куда более мелкий проступок…» (ересь, неизвестно кем придуманная). Оценивая фильм «по достоинствам», Ксения П. полагает, что ощущение присутствия на подлодке создают звуковые эффекты: «взрывы подводных бомб, скрипы и стоны лодки…». Я остановился на таких рецензиях не только для того, чтобы отметить вышеизложенную оценку фильма, перегруженную научными терминами (модно ныне стало у пишущих господ засорять наш язык) и непрофессиональной морской лексикой. В тех же «Ведомостях» не захотели принять предложенную для опубликования оценку фильма ветеранами, причем участниками войны, служившими в финском порту Турку в тот самый 1944 год и знавшими Маринеско не по многочисленным байкам и легендам, особенно растиражированным СМИ в нынешнем году 60-летия Победы и знаменитой атаки Героя. Предложение в редакции отвергли со ссылкой на уже опубликованные рецензии «профессионалами» (выдержки из них смотри выше). Как уже не раз, решили обратиться в свою «Морскую газету» в надежде, что наша рецензия будет более понятна простому человеку и тем, кто знает подводную тематику не понаслышке и по байкам, кому ближе настоящая правда истории. Итак, начнем с названия «шедевра». В одной из рекламных публикаций поясняется, что первым после бога у подводников считается командир (конечно, такой героический, как Маринин-Маринеско). В нашей службе в годы войны Отечественной и «холодной» такого определения (в отношении особой симпатии и уважения к своим командирам) мы не припоминаем. Да и с библейским и мифологическим понятиями это совсем не вяжется. А продолжать делать из Александра Ивановича икону (подводник № 1, атака века, личный враг Гитлера и многочисленные легенды) - значит умалять славу других героев-командиров. Вряд ли это понравилось бы самому капитану 3 ранга Маринеско - человеку скромному, не любившему возвеличивания (может, оттого, по нынешним понятиям, и не дождался он при жизни заслуженной награды). Согласны, что актеру Д. Орлову удалось показать на экране достойный собирательный образ советского военного командира. Вот только выходить для доклада комбригу о возвращении с победой из похода следовало по форме одетым, а не в распахнутом полушубке и свитере, но это не его вина, а многочисленных адмиралов и офицеров консультантов. Не заметили они «изъянов» в обличье и других подводников, больше напоминающих «мореманов» времен гражданской войны. Нелады получились с показом в фильме эпизода корабельной предпоходовой подготовки экипажа. На палубе какого-то «подводного монстра» творится что-то напоминающее табор: кто швабрит палубу, тут же красят борт (могли бы студийные профессионалы создать с помощью консультантов и более удачное подобие средней лодки типа «С», как и ее отсеков. Американцы сделали из нашей дизельной лодки 651 проекта удачную копию атомной К-19 и на этом музейном экспонате «холодной войны» делают деньги) и… проводят учения по эвакуации раненого с палубы. Большинство подводников с цигарками в зубах, а в центральном посту старпом (опять же в распахнутом кителе, остальные моряки кто в чем) проводит тренировку по сокращению времени срочного погружения. Гидроакустик (артист Сухоруков) отрабатывает на импровизированных клавишах свой музыкальный слух. На пирсе что-то грузят, возят торпеду, не обошлось и без обязательного ныне теле- и киноантуража - мордобития. Неправдоподобно выглядит «морской бой в финских водах» С-113 с «Атиллой» (некоторые рецензенты это судно приняли за гигантский фашистский эсминец) с использованием торпед и грозной 45-мм пушки. Вызывает сомнение необходимость показа частых офицерских застолий с участием комбрига, который даже в заграничный ресторан собрался: «Мужики я с Вами…» (помешал зловредный майор-особист). Ветеран, бывший штурман Л-3 гвардии капитан 1 ранга И. Павлов вспоминает, как с приходом наших лодок в Турку начальство запретило всем офицерам посещать на берегу питейные заведения. Он и его соплаватель, бывший лодочный врач А. Булыгин, считают, что этот запрет соблюдался. О достоверности ресторанного захода А.И. Маринеско известно из его воспоминаний, описанных в документальной повести А. Крона «Капитан дальнего плавания» - это был личный протест на незаслуженную обиду. Но это все больше частности, которые бросаются в глаза профессионалам: морякам-подводникам и знающим суть дела людям. Их можно было бы избежать при более конкретной работе со сценаристом и требовательном консультировании киносъемок. Иное дело - сюжетная интрига, заложенная в фильме. Она-то, акцентированная на показе так называемых плодов сталинской диктатуры и разоблачения врагов народа, придала ему антигероический смысл. По нашему мнению, на фоне деяний жестокого антигероя-сотрудника НКВД и его пособников в синих фуражках, а также детективного перебора, ушли на второй план мужество и героизм командира Маринина и его экипажа. Для большей убедительности «особистов» в задуманной интриге потребовалась дворянская биография командира (сегодня-то многие демороссы горазды примыкать к тому сословию) с папашей - царским вице-адмиралом и братом - колчаковским офицером, якобы находящимся в бегах. Полный набор под «антисоветчика - врага народа». После нескольких минут знакомства зрителя с флорой Кольского полуострова, где проводились съемки (мало схожей с финляндским портом Турку), пошли кадры с набором «гебистских» происков, без которых не обходится почти ни одно нынешнее кино- и телепроизведение. Вспомните «Штрафбат», «Курсанты», «Эшелон» и др. Нет смысла пересказывать, как под прицелом подозрительности и разоблачения майор держит всех в подплаве, начиная с комбрига, на мушке подозрительности и страха, с преследованиями и арестами, истязаниями допрашиваемых в подвальном застенке. Те же ветераны с Л-3 не помнят ничего подобного и похожего в обстановке на бригаде лодок тех лет. Вероятно, создатели кинофильма полагали, что подтвердит их идейную задумку явно нетипичный для подводников военной поры эпизод захвата энкаведешниками двух моряков трусов-самострельщиков - одного бывшего уголовника, другого - поповского сына. Вот такую обстановку предусмотрели в своем сюжете создатели фильма-боевика в угоду тем, кто занимается «разоблачительством» и опошлением нами недавно прожитого и пережитого, особенно в войну. На таком замысле, вполне естественно, меркнет и становится второстепенным мужество и героизм подводников. Вызывает сожаление, что со всем этим согласились консультанты из числа действующих адмиралов и офицеров, а их в титрах представлено с десяток! По-моему, следовало бы посоветоваться и привлечь к консультациям ветеранов-подводников, знающих службу времен войны не по вышеназванным фильмам и чтиву современных «правдоискателей». Тогда бы фильм получился более реальным. Чтобы не опираться в нашей рецензии только на придирчивые оценки фильма ветеранами, опросил некоторых офицеров молодого поколения. Офицер запаса, недавний подводник-североморец на мой вопрос о впечатлениях по просмотренному фильму, ответил на современном сленге: «Хренотень какая-то детективная!» Другой на подобный вопрос ответил вопросом: «А что, у Маринеско действительно отец был адмиралом?» И, получив разъяснение о киношных вымыслах, добавил: «Звуко- и светоэффекты впечатляют, а в остальном - так себе». Подобные фильмы и многочисленные публикации, незаслуженно очерняющие советское прошлое, в т.ч. военную пору, не идут на пользу патриотическому воспитанию молодого поколения и народному единению. Молодежь наша все меньше имеет представления о славных страницах истории своей Родины. На определенных этапах она действительно драматична, иногда написана кровью, потому и следует к ней подходить с более чистой совестью и благими помыслами.
|