на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Протоиерей Алексей Крылов: «Служим Флоту, Отечеству, Богу »
Автор: Валерий Никонов.   
8 июня 2005 года в Санкт-Петербургской митрополии назначен новый председатель епархиального Отдела по связям с ВМФ. Им стал настоятель церкви Св. Иоанна Предтечи (Чесменской) протоиерей Алексей Крылов. Недавно с духовным наставником военных моряков встретился наш специальный корреспондент капитан 2 ранга запаса Валерий Никонов.
Image 
- Отец Алексей, в этом помещении со святыми иконами, где проходит наша беседа, незримо присутствуют и военные моряки, которые несут свою службу под славным Андреевским флагом. Думается, небезынтересно будет узнать о том, кто же он, новый председатель епархиального Отдела по связям с Военно-Морским Флотом. Расскажите коротко о себе.
- Я родился в военно-морском гарнизоне, располагавшемся в 70 километрах от Таллина, куда после многих лет службы на Тихоокеанском флоте был переведен мой отец, офицер Военно-Морского Флота. До сих пор я хорошо помню безбрежное море, крики чаек, стоявшие у пирса катера и гидрографические суда, а также спортивный городок и школу, директором которой была моя мама. В этом живописном, райском уголке Эстонии прошло моё счастливое детство.
Когда мне было 11 лет, отец перевелся в Питер, и служил в одном из ленинградских НИИ ВМФ. Поэтому свою учебу я продолжил в физико-математической 366 школе Московского района, по окончании которой поступил на физический факультет ЛГУ. Это было время, когда в стране и в идеологии, и в политике, царила бесконечная ложь. Я встретил верующих, православных людей, противостоявших советской партийной машине. В 22 года я принял крещение. Это был осознанный шаг на моем христианском пути.
Диплом физика получил в 1981 году, но путь в семинарию для меня, выпускника университета, тогда был закрыт, таких запрещалось принимать. Именно это обстоятельство заставило меня уехать на свою «малую родину», в Эстонию, где пресс преследования за религиозные убеждения давил не столь сильно как, скажем, в городе на Неве. Именно в Эстонии и начался мой путь служения.
После двух лет учебы в семинарии я был рукоположен во диаконы, а через полгода стал иереем. Служение священника в Спасо-Преображенском соборе совмещал с учебой в Санкт-Петербургской Духовной Академии.
А затем в стране началась перестройка, и люди, уставшие от лжи, стремившиеся к духовному и религиозному просвещению, стали объединяться в общины и добиваться возвращения Церкви православных святынь и храмов. Так поступила и община храма Рождества Св. Иоанна Предтечи (Чесменского), которую я создал. Возвращение храма верующим поддерживал тогда командир Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы вице-адмирал Валентин Егорович Селиванов. Первый молебен в Чесменской церкви состоялся 31 декабря 1990 года. Почти год после этого мы служили перед закрытыми дверями, потом мы были гостями в храме, где в это время располагался музей «Чесменская победа». На месте алтаря и иконостаса находилась диорама, изображавшая Чесменский бой. Но постепенно начался процесс возвращения здания Церкви, в храме стала утверждаться община, а музей начал выезжать, диорама была демонтирована. Эти изменения происходили не в противопоставлении флоту, а напротив, с поддержкой В.Е.Селиванова. Необходимость храма в огромном Московском районе была очевидна. В 1995 году храм был передан Санкт-Петербургской епархии. После того, как музей был вывезен, был сделан полный ремонт храма и фасада. В 1998 году по чертежам Ю.Фельтена XVIII века был воссоздан иконостас, и состоялось полное освящение храма митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. За воссоздание иконостаса по первоначальному проекту XVIII века мне была вручена награда Русской Православной Церкви - орден Преподобного Сергия Радонежского II степени.
- Батюшка, вы являетесь настоятелем Чесменской церкви уже полтора десятка лет. Коротко напомните военным морякам срочной службы, будущим морским офицерам об истории её появления в Санкт-Петербурге.
- Создание Чесменской церкви непосредственно связано с героической и славной историей нашего Военно-Морского Флота. 24 июня 1770 года, в день Рождества святого Иоанна Предтечи, в Чесменской бухте состоялось сражение между русским и турецким флотами, которое закончилось сожжением турецких кораблей. Напомню молодым морякам, что после победы Высочайшим рескриптом была учреждена медаль, изображавшая атаку русскими кораблями турецкой эскадры и сожжение турецких судов. Лаконичная надпись на медали сообщала о судьбе турецкого флота: «Был». Пониже пояснение: «Чесма 1770 года июня 24 дня».
В честь победы в окрестностях Петербурга было создано несколько памятников. Особое место среди них занимает храм во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, заложенный в 1777 году и освященный 24 июня 1780 года к 10-летней годовщине блестящей победы русского флота при Чесме.
Это была церковь русской воинской славы. Государыня Екатерина II очень любила Чесму и дважды в год приезжала сюда: на храмовый праздник и на Масленицу. Специально для неё в церкви было устроено царское место под балдахином из красного бархата, увенчанное двуглавым орлом.
А в 1830 году по повелению императора Николая I около храма была устроена богадельня для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года, где проживало 400 рядовых и 16 офицеров (среди них были и георгиевские кавалеры). В 1919 году, при советской власти, военная богадельня была ликвидирована. Тогда же была закрыта и Чесменская церковь. Храмовые иконы и утварь были экспроприированы и переданы в Эрмитаж, а здание использовалось как складское помещение. Зимой 1930 года возникший пожар уничтожил уникальный иконостас, выполненный по проекту архитектора Чесмы Ю.Фельтена…
Как уже было сказано выше, возрождение храма Рождества св. Иоанна Предтечи началось в 1990 году, после передачи его Русской Православной Церкви. Сейчас среди его прихожан немало военнослужащих, членов их семей. Богослужения проходят ежедневно. При церкви созданы детская воскресная школа, театр и хор, девичий вокальный ансамбль, приходская школа и хор для взрослых, «Клуб чесменских бабушек», группа православных скаутов «Витязи». У нас также действует «Детский кризисный центр», занимающийся уличными детьми…
Мы бережно ухаживаем за расположенным за храмом воинским кладбищем, где нашли свой вечный покой ветераны Отечественной войны 1812-1814 годов, красноармейцы и защитники Ленинграда. Оно стало официальным местом торжеств Московского района накануне Дня Победы. Священнослужители храма в дни памяти погибших российских воинов проводят там поминальные службы.
В нынешнем году мы отметили 235 годовщину Чесменской победы и 225-летие Чесменской церкви. Организаторами праздников стали Санкт-Петербургское Морское Собрание, администрация Московского района и приход нашего храма, которые провели конференцию по истории и значению Чесмы для России. Так вот, я не сделаю открытия в истории военно-морского искусства если скажу: Чесменское сражение по своей яркости, умению достигать наибольшей эффективности при минимальных потерях значительно превосходит морской бой, произошедший между английской и франко-испанской эскадрами у мыса Трафальгар. Но посмотрите, как в нынешнем году в Атлантике было отмечено англичанами 200-летие их победы в Трафальгарском сражении: к торжеству было привлечено 80 кораблей из разных стран, королева Великобритании прибыла принимать военный парад, над морем кружили вертолеты с телерепортерами! Вот это размах! Вот так воспитывается любовь к английскому военно-морскому флоту у молодежи туманного Альбиона!
А как отметила Россия 235-летие победы в Чесменском сражении? Увы, для морской столицы это событие оказалось всего лишь праздником районного масштаба. Но нельзя забывать героическую историю отечественного Флота. Только у того народа, который помнит свое прошлое, достойно живет в настоящем, есть и будущее.
- Отец Алексей, Вы уже полгода являетесь председателем епархиального Отдела по взаимодействию с Военно-Морским Флотом. Что уже сделано за это время по духовному окормлению молодых военных моряков?
- В этом направлении уже сделаны некоторые шаги.
- Какие, например?
- Уже ни для кого не является секретом, что с каждым призывом в воинских коллективах возрастает количество верующих военнослужащих. И это не мода на религию, а внутренняя потребность молодых людей найти устойчивую связь с Богом. При этом вера отдельного воина не должна угасать из-за того, что он пошел на службу, оказался вдали от родного храма. Вера у него будет оставаться живой до тех пор, пока у молодого военного моряка будет, скажем, возможность и по месту службы бывать на Божественных литургиях, иметь возможность исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин…
Именно с этой целью уже назначены священники, которые будут окормлять воинские коллективы, расположенные в Ломоносове, Петергофе, Царском Селе, Высоцке, военнослужащих, проходящих лечение в
1-м Военно-морском госпитале. И это очень хорошо, потому что в таком трудном деле, как военно-морская служба, особенно важны помощь и благодать Божия.
Тесная связь установлена у нас и с Санкт-Петербургским Морским Собранием, которое в конце июля проделало огромную работу по увековечению памяти последнего морского министра Российской Империи адмирала Ивана Константиновича Григоровича. Как руководитель Отдела по взаимодействию с ВМФ я участвовал в перезахоронении его праха на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры и отслужил по нему последнюю литию, после чего, по завещанию адмирала Григоровича, его останки были опущены в фамильный склеп.
- В начале 90-х годов в ВМБ практиковались выходы учебных кораблей, океанографических судов, на борту которых находились православные священники. В частности, в одном из штурманских походов побывал бывший в свое время настоятелем Кронштадтского собора иконы Владимирской Божией Матери отец Владислав, который затем выступил на страницах «Морской газеты» с рассказом о своем духовном окормлении военных моряков, совершавших дальний поход вокруг Европы. Как Вы считаете, может быть, стоит вновь возродить в базе практику «оморячивания» тех православных священников, которые духовно окормляют личный состав кораблей и судов?
- Я хорошо помню то время. Тогда, будучи молодым настоятелем Чесменской церкви, я тоже, как вы выразились, «оморячивался», и ходил на гидрографическом судне «Леонид Демин» по Балтике. Священники готовы, когда есть для этого возможность и потребность, ходить в море, совершать богослужения на кораблях. Я думаю, что священники снова вернутся на флот, а сам флот по-настоящему возвратится к неиссякаемому духовному источнику - Православной вере.
- Спасибо за беседу, отец Алексей.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.