В сентябре ушедшего года на российско-эстонской границе наши спецслужбы задержали секретные документы - 45 страниц чертежей «по вопросам военного кораблестроения», скопированных на одном из оборонных предприятий Петербурга. Недавно выяснилось: канал переправки информации странам НАТО действовал в течение нескольких лет благодаря российскому офицеру, завербованному эстонскими спецслужбами. В конце декабря этот человек был задержан и дал показания. В его рассказе фигурирует персонаж, хорошо знакомый нашим контрразведчикам.
В минувшем сентябре Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти проводило очередную плановую акцию в рамках борьбы с контрабандой наркотиков и оружия. Особенно пристально чекисты стали присматриваться к международным поездам и автобусам после нескольких случаев задержания нелегального груза. Ведь все знают, что наши люди любят ускорить почтовые пересылки, используя сотрудников компаний-перевозчиков. С проводниками и водителями автобусов «за долю малую» передают не только то, что требуется передать через границу быстро, но и то, что передавать через границу запрещено. Если по мелочи, скажем, лекарство или косметику в подарок бабушке, могут посмотреть сквозь пальцы. Хотя и это, по сути, «контрабанда». 29 сентября прошлого года на КП в Ивангороде в кабине автобуса «Евролайн» пограничники нашли коробку из-под детского конструктора «МИГ-23», а на ней - надпись шариковой ручкой: «Андрей. Номер телефона - такой-то». Потрясли: гремит. И вправду конструктор? Коробку аккуратно вскрыли. Детский конструктор был сокращен до нескольких деталей, которые и создавали шумовой эффект. Оружия, наркотиков и прочей «скучной» контрабанды в коробке не было. «Андрей», которому предназначалась посылка, явно не был банальным контрабандистом... * * * В коробке из-под «МИГ-23» чекисты нашли документ на 45 страницах. Это были чертежи с грифом «совершенно секретно», касающиеся разработок российского военного судна. Перепуганные до полусмерти водитель и его напарник, оба -эстонцы, стали давать показания наперегонки. На резко ухудшившемся русском они рассказали российским контрразведчикам такую историю. Передавать посылочку-другую россияне просят часто. В тот день, 29 сентября, на автобусном вокзале в Санкт-Петербурге к ним подошел очень нервный гражданин и попросил передать коробочку с детским конструктором некоему Андрею. Тот, мол, сам подойдет к автобусу в Таллине. Если не подойдет - вот номер телефона Андрея. Руководство компании «Евролайн» сразу заявило, что к инциденту не имеет никакого отношения, так как о практике водителей брать время от времени «передачки» для прибалтийских товарищей не имеет понятия. Руководитель петербургского филиала «Евролайна» Эдгар Пфау заявил: - Вообще говоря, задавать вопросы нужно бы в представительстве Эстонии, потому что под брендом «Евролайн» работают разные перевозчики. Но мне известно, что оба водителя после того случая отстранены от рейсов. Водители хорошо запомнили нервного гражданина и описали его российским чекистам. Но для того, чтобы найти будущего фигуранта уголовного дела об измене родине (статья 275 УК РФ) среди тысяч сотрудников оборонных предприятий Питера, потребовалось почти два месяца работы. Помог, как ни странно, тот самый «Андрей» с номером телефона. Его, оказывается, неплохо знают российские контрразведчики. * * * Когда-то офицер Советской Армии Александр Гончаров служил в городе Орше, в Белоруссии. Исполнял обязанности секретчика. То есть берег военную тайну. Потом случилась перестройка. И в начале 90-х годов гражданин независимой Эстонии Александр Гончаров уже служил прибалтийскому государству - в Департаменте охранной полиции (иными словами - в контрразведке). Как рассказывают источники в ФСБ, в своем ведомстве Гончаров отвечает за контакты с гражданами на сопредельных с Эстонией территориях. К числу которых относятся и Санкт-Петербург с Ленобластью. Бывший военный, он, по утверждению наших чекистов, работает, в основном, с офицерами армии и правоохранительных органов. Не этот ли человек должен был прийти за посылкой из Петербурга на таллинский автобусный вокзал 29 сентября? По утверждению чекистов, телефон, указанный на коробке, принадлежит Александру Гончарову. Но на вокзале «конструктор» никто не забрал. О задержании автобуса на КП в Ивангороде эстонские электронные СМИ сообщили через час после инцидента. И о тех отношениях, которые связывали российского офицера с эстонским, наши контрразведчики узнали только в декабре - после того как в Петербурге был задержан гражданин Зайцев (под таким псевдонимом в УФСБ фигурирует подозреваемый). В течение двух месяцев сотрудники питерского УФСБ отрабатывали все предприятия Петербурга, имеющие хотя бы опосредованное отношение к военному кораблестроению. Где именно были скопированы чертежи, найденные в автобусной кабине, источники не указывают, но задают «рамки»: оборонное предприятие, ориентированное на военное кораблестроение. Вычислив завод, «прошерстили» всех его сотрудников, которые теоретически могли хоть однажды держать в руках упомянутые чертежи. Так появилась кандидатура гражданина Зайцева -офицера российских вооруженных сил. На первом же допросе Зайцев «потек» и рассказал, как он, по выражению наших чекистов, «встал на путь государственной измены». * * * Когда-то Зайцев, как и многие ленинградцы, часто бывал в Эстонии. И очень любил прибалтийскую республику. Более того, рядом с Таллином похоронены его родственники. Посещая могилы родных в 2000 году, Зайцев случайно познакомился с неким Александром Кабасовым - бывшим советским военнослужащим. Тот, по словам Зайцева, проникся к российскому коллеге искренней симпатией, такой трогательной, что стал буквально во всем ему помогать. Трудности бытового характера на территории Эстонии для Зайцева перестали существовать. Посещения могил родственников перестали быть проблемой. Однажды, впрочем, Кабасов намекнул: дескать, не просто так я тут для тебя расшибаюсь. Тогда Зайцев не обратил внимания на то, что друг немного сменил тон в общении. Спустя совсем немного времени этого не заметить уже было невозможно. Кабасов предъявил ультиматум: либо дорожка через границу тебе перекрывается, либо... За возможность по-прежнему ездить в Прибалтику Кабасов потребовал у Зайцева информации о российской оборонке. Посулил деньги. Позже, правда, с деньгами выйдет конфуз: суммы, казавшиеся огромными только на фоне армейской нищеты, со временем и вовсе устремятся к нулю. Даже за пересылку бандеролек шоферам и проводникам «агенту» придется платить из своего кармана. Но не деньги и были главной «морковкой»: Кабасов пообещал Зайцеву свое содействие с переездом в Эстонию на ПМЖ, с трудо- и прочим устройством на новом месте, с ускоренным получением гражданства. Эта «морковка», утверждают источники в УФСБ, так и провисела перед носом у Зайцева все 4 года. Пеняя на ничтожность и малозначительность информации, показал подозреваемый, Кабасов откладывал и откладывал выполнение обещаний. Наши контрразведчики убеждены: Александр Кабасов, Андрей и Александр Гончаров - это один и тот же человек. И Зайцев, по всей видимости, не единственный его «партнер по бизнесу» в Санкт-Петербурге.
|