31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой под кодовым наименованием “Дервиш”. Это событие явилось по существу началом великой битвы на просторах Норвежского и Баренцева морей - битвы, продолжавшейся до мая 1945 года. Ее стержневым направлением стала защита союзных Северных или Полярных конвоев от атак немецких надводных кораблей, авиации и подводных лодок.
В этом морском сражении, продолжавшемся с небольшими перерывами почти 4 года, принимали участие сотни боевых кораблей и авиации воюющих стран. Со стороны союзников в охране конвоев участвовало 435 боевых кораблей. Так, из состава британского флота метрополии в охране конвоев было задействовано: два линкора, десяток крейсеров, два эскортных авианосца, десятки эсминцев, фрегатов и корветов, тральщиков и шлюпов, а также несколько подводных лодок. В ряде операций принимали участие ВМС США, а также польские, французские и норвежские корабли. В восточной части Баренцева моря - советской зоне ответственности к охране конвоев активно подключались боевые корабли и авиация Северного флота. Полярные конвои являлись частью единой системы доставки в СССР из США и Великобритании военно-стратегических грузов и продовольствия. Эти грузы поставлялись в СССР в соответствии с принятым конгрессом США законом о ленд-лизе (передаче взаймы и в аренду). Транспортная система предусматривала три направления: тихоокеанское - морем из США судами Дальневосточного морского пароходства до портов Владивостока и Находки; иранское - морем в Персидский залив и далее через Иран автотранспортом и по железной дороге до г. Баку; северное - морем из северных портов Шотландии и Исландии до Мурманска и Архангельска. Последний путь был самым коротким по времени и расстоянию, но в то же время и самым опасным. Всего по всем направлениям Советский Союз получил военно-стратегических грузов и снаряжения на сумму более 12 миллиардов долларов (в ценах 1945 г., или более 170 миллиардов по сегодняшним ценам). Часть грузов (около 10%) была потеряна во время боевых столкновений с противником в ходе доставки грузов на судах Северных конвоев. В частности из Великобритании было отправлено: 7 400 самолетов, 5 200 танков, 5 000 противотанковых орудий, 472 000 000 снарядов, 1 800 комплектов радиолокационного оборудования, 4.000 радиостанций, 55 000 километров телефонного кабеля, 4 подлодки, 14 тральщиков, 9 торпедных катеров, а также медикаментов и заводского оборудования, кроме того продовольствия на 120 000 000 фунтов стерлингов. В то же время из США было отправлено: 14 795 самолетов, 7 500 танков, 376 000 грузовиков, 51 000 джипов, 8 000 тягачей, 35 000 мотоциклов, 8 000 зенитных орудий, 132 000 пулеметов, 345 000 тонн взрывчатых веществ, 15 000 000 пар солдатской обуви, 2 000 паровозов, 11 000 вагонов и платформ, 3 800 000 автомобильных шин, 2 000 000 километров телефонного кабеля, 2.700.000 тонн бензина, 842 000 тонн различного химического сырья, а также продовольствия на 1,3 миллиарда долларов, 96 торговых судов, 27 фрегатов, 3 ледокола, 585 охотников за подводными лодками, тральщиков и торпедных катеров. Кроме того: станки, дизель-генераторы, радиостанции, шинный завод, обмундирование, медикаменты, разного рода оборудование и запасные части. При этом стоит заметить, что в приведенном перечне не отражены поставки, производившиеся за наличный расчет, по бартеру, за счет раздела трофеев, а также принятые в дар от общественных организаций и т. п. Многие годы в публикациях о ленд-лизе преобладала официальная цифра соотношения союзных поставок к объемам военно-стратегических материалов отечественного производства, полученных Красной Армией, составлявшая скромные 4%. Однако простой анализ приведенных данных показывает, что ряда наименований в СССР либо не производилось вообще, либо выпускалось в недостаточном количестве. Весьма убедительно звучит факт, что каждый шестой истребитель и каждый пятый бомбардировщик на Восточном фронте был ленд-лизовским. А радиолокация и гидроакустика для кораблей ВМФ в массовом порядке в СССР до начала союзных поставок практически не производились. По свидетельству ветеранов войны более 80% всех фронтовых автотранспортных перевозок осуществлялось на американских машинах. Поэтому не случайно, что почти половина переписки И.В.Сталина с У.Черчиллем и Д.Рузвельтом посвящена вопросам поставок по ленд-лизу. Советский лидер указывал, что эти поставки входят в расчёт снабжения Красной Армии и подчеркивал их важность для достижения общей победы. Три четверти грузов было переправлено по тихоокеанскому и иранскому направлениям, а остальные - транспортными судами Северных конвоев. Конвой представлял собой корабельное соединение, состоящее из нескольких десятков транспортных судов (от 10 до 40 ед.) и трех видов охранения из боевых кораблей: - ближнего или непосредственного, состоящего из нескольких эсминцев, корветов и тральщиков (с начала 1943 г. в его состав включали эскортный авианосец с противолодочными самолётами); - мобильной группы, состоящей из 2 - 4 крейсеров, следовавших на расстоянии 30 - 40 миль от каравана транспортов, задачей которой было отражение атак надводных кораблей противника; - дальнего, действовавшего на расстоянии 150 - 300 миль от каравана и состоявшего из одного линейного корабля, 2 - 3 крейсеров и 3 - 5 эсминцев; его задачей являлось отражение атак тяжёлых кораблей противника. В составе охранения конвоев участвовало в общей сложности 435 боевых кораблей союзников. Конвои следовали с интервалом в 2 - 4 недели на удалении 150 - 300 миль от Норвежского побережья со скоростью не более 9 - 10 узлов, затрачивая на переход в 2000 миль в среднем 10 - 12 суток. В течение всего времени следования по маршруту практически каждый конвой подвергался атакам подводных лодок, авиации и мобильных соединений надводных кораблей противника. При этом наибольшую активность немцы проявляли в районе восточной части Норвежского моря и западной части Баренцева моря. Немецкие подлодки осуществляли нападение на конвой в составе двух или одной т.н. ”волчьей стаи”, состоящей из 3 - 4 единиц каждая. Борьбу с ними вели противолодочные корабли ближнего охранения. Поиск лодок, их обнаружение и наведение кораблей ПЛО осуществляли самолёты ПЛО палубной авиации эскортного авианосца. Авиационные налёты на конвой осуществлялись “волнами” пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев одновременно по 50 - 80 самолётов в каждой “волне”. Борьба с ними велась путём постановки огневой завесы ПВО кораблей охранения. Кроме того, чтобы затруднить немцам торпедометание на бреющем полете транспорта поднимали привязанные аэростаты. В ряде случаев на перехват конвоев (PQ-8, QP-12, PQ-17) выходило соединение кораблей во главе с ЛК “Тирпиц” или ЛК “Шарнхорст”. Для борьбы с ними предусматривалось введение в бой соединения кораблей дальнего охранения. В результате этих боёв немцам удалось потопить 100 транспортов, в основном на переходе морем. В наши северные порты в составе 41 конвоя проследовало 786 судов. Обратно из СССР прошло 707 судов в 35 конвоях. Отправлено на судах конвоев грузов 3 700 000 тонн, доставлено 3 365 000 тонн. Следует отметить, что климатические условия плавания в северных широтах были исключительно тяжёлыми, особенно в осенне-зимний штормовой период, когда высота волн доходила до 4 - 5 метров, а температура воздуха опускалась до 20 - 30 градусов ниже нуля при порывистом штормовом ветре. В начале 1942 года, осознав, какую опасность несут для Германии военные поставки СССР конвоями, гитлеровское командование сосредоточило в портах Северной Норвегии около 120 боевых кораблей, в числе которых было 3 линкора во главе с ЛК «Тирпиц», 2 тяжелых крейсера и минный заградитель, 12-25 эсминцев, 3 флотилии тральщиков, 3 флотилии СКР и катеров ПЛО и, наконец, 15-30 подводных лодок. В конце апреля 1942 г. на аэродромах Сев. Норвегии немцы сосредоточили более 350 бомбардировщиков и торпедоносцев «Юнкерс-88», Ю-87, «Хейнкель-111» и 115 и др. Наращивание морской мощи преследовало одну цель - нарушить систему доставки грузов Северными конвоями. Первые, самые тяжёлые удары немцы нанесли по конвоям PQ-17 и PQ-18, потери которых составили 38 транспортов. Потерь могло быть много больше, если бы не торпедная атака советской подлодки К-21 под командованием Н.А.Лунина ЛК “Тирпиц”. В дальнейшем, благодаря ряду мер, принятых британским Адмиралтейством, планы немцев были сорваны и потери судов в конвоях резко сократились В результате 4-летнего противостояния германские силы потеряли около 100 кораблей. Из них 62 - из состава эскадры; в том числе два линкора («Тирпиц» и «Шарнхорст»), несколько эсминцев и сторожевых кораблей, 34 подводные лодки и более 150 самолетов, сбитых в основном ПВО кораблей охранения. ВМС Великобритании потеряли более 36 боевых кораблей, в том числе два крейсера (“Тринидат” и “Эдинбург”), 8 эсминцев, 8 малых эскортных кораблей, а также тральщики и др. Советские ВМС потеряли два эсминца, несколько сторожевых кораблей и 21 подводную лодку. Потери личного состава у немцев составили около 9 000 человек. Союзники потеряли 2 000 военных моряков и около 1 000 гражданских. Следует отметить, что за боевые успехи многие участники конвоев были награждены государственными наградами. Так, например, двадцати четырем советским морякам были вручены британские награды. Офицерам были вручены ордена Британской империи (ген.-майор Г.Г.Дзюба, капитаны 2 ранга Н.А.Лунин, А.И.Гурин и др.), а старшинам и матросам - медали. Многие советские моряки получили также американские ордена и медали. Советское правительство со своей стороны Указом Президиума ВС СССР от 21.03. 1944 г. наградило государственными наградами 44 британских братьев по оружию. При этом адмиралы Б.Фрэзер и Р.Барнетт были отмечены орденами Суворова I и III степени соответственно, а четырем британским лётчикам посол СССР в Лондоне И. Майский вручил уже в ноябре 1941 года ордена Ленина за победы в воздушных боях в небе Заполярья. В заключение следует отметить, что общественными и областными организациями Мурманска и Архангельска, а также командованием Северного флота и Британского Адмиралтейства было проведено три эпохальных акции - празднование 50- и 60-летия прихода в СССР первого конвоя и 60-летия победы в ВОВ с участием ветеранов союзных стран численностью до 1000 человек. Большую роль в сохранении исторической памяти и укреплении дружбы между ветеранами конвоев союзных стран за последние годы играют такие общественные организации, как петербургская Ассоциация международного сотрудничества и общественная организация “Полярный конвой”. Они проводят ежегодные международные встречи ветеранов, а ОО ”Полярный конвой” стала инициатором проведения двух экспедиций в Баренцевом море по поиску погибших судов конвоев, провела три международные конференции, издала три сборника трудов, а в настоящее время готовит международную конференцию в Рейкьявике. Достаточное внимание освещению этой работы уделяют петербургские СМИ. К величайшему сожалению, вся работа ограничена лишь тремя городами Северо-Западного региона, поэтому основная часть граждан России, включая жителей столицы, практически ничего не знает о морском сражении за Северные конвои. За все послевоенные годы в нашей стране ни государственный, ни военный институт истории не проводили исторических исследований по данному вопросу. В итоге серьёзными публикациями на эту тему можно считать книгу М.Н.Супруна “Ленд-лиз и Северные конвои”, серию “Братство Северных конвоев”, представляющую сборники статей, подготовленных рядом научных организаций и вузов г. Архангельска. Дело дошло до того, что в Большой Советской Энциклопедии даже нет статьи о Северных конвоях, а ленд-лизу отведена только одна колонка. В итоге россияне судят о ленд-лизе и конвоях исключительно по книге В.Пикуля “Реквием конвою PQ-17” и одноименному телефильму. За все послевоенные годы центральные СМИ ничего не рассказали и не показали кроме документального фильма Г.Седова в 1992 г. “Конвой PQ-00” и давней беседы А.Гордона о поставках по ленд-лизу. Ни один из каналов центрального ТВ не показал ни одной серии документальных фильмов Би-Би-Си о битве в Арктике, а также документальные фильмы питерских и архангельских телестудий. За все послевоенные годы не было проведено ни одного телемоста о встрече ветеранов-участников союзных конвоев. Аналогичную позицию занимает наша центральная пресса (если не считать пары статей в газетах “Известия” и “Советская Россия”) и руководство центрального радиовещания. Лишь радио “Эхо Москвы” в серии “Цена Победы” сделало одну передачу о конвоях и ленд-лизе, но не нашло более “крупного” историка, чем Г.Каспаров. Ветеранов конвоев не может не волновать стремление историков и, особенно, СМИ предать забвению затронутую выше страницу военной истории нашей страны. Исходя из сказанного, полагаем необходимым: - в Институте военной истории создать специальную группу, задачей которой стало бы написание многотомного труда по истории ленд-лиза, анализу переписки между главами трёх союзных держав и, наконец, многолетнему морскому сражению в полярных морях по защите конвоев; - руководству Института военной истории добиться решения вопроса о рассекречивании и опубликовании в открытой печати статистических данных бывшего Госплана об объёмах поставок в СССР ленд-лизовских грузов; - на кафедрах истории вузов страны силами профессорско-преподавательского состава и аспирантов развернуть широкую научно-исследовательскую работу по затронутым вопросам с использованием материалов из архивов РФ и стран-союзников; - редакционной коллегии новой Большой Энциклопедии подготовить и включить в издание обстоятельные статьи по ленд-лизу и Северным конвоям; - всем СМИ страны приступить к плановой работе по широкой информации россиян по всем затронутым вопросам. Наши ветеранские общественные организации всегда готовы поддержать всех заинтересованных патриотов в этой работе.
|