на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Вызов экуменизма (Из работы «Проблемы экуменизма»)
Автор: Валерий НИКОНОВ.   
Мы живем в эпоху возрастающего международного пространства, стремительно расширяющейся всемирной ойкумены, объединяемой множеством политических, экономических, культурных, религиозных организаций в единую универсалистскую цивилизацию. С другой стороны, мир, как никогда пронизанный множеством связей, охваченный сетью массовых коммуникаций, все как бы больше сжимается, все короче становятся расстояния, все быстрее бежит время.
Увы, но в ускоряющемся сжатии мира живущие в нем люди не становятся ближе друг к другу. Напротив, в этом, пока только внешнем, объединении обнаруживается тенденция к разрушению глубинных связей и корней сотворенного Богом человечества. Грех разделения религий, конфессий и религиозных сообществ даже в Европе приводит к возникновению кровавых межнациональных и межрелигиозных конфликтов (примеры - Балканы, Ольстер…). Есть ли выход из того духовного тупика, в котором обуреваемое распрями, противоречиями, враждой оказалось человеческое общество?
«Мир между людьми и единство среди христиан» - вот к чему мы должны стремиться в первую очередь, вот цель сегодняшнего дня», - такая мысль, высказанная в свое время протоиереем Георгием Флоровским, была близка и многим другим людям, примкнувшим к экуменическому движению в стремлении преодолеть грех разделения в христианском мире. На этом стоит остановиться.
 
Грех христианских разделений
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13; 34-35). Ни одна заповедь Господа нашего Иисуса Христа не нарушалась так последовательно, как эта. А там, где нет любви, там нет и единства. Святой Апостол Иоанн Богослов в своем Третьем соборном послании писал возлюбленному Гаю, которого он любил по истине: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из Церкви. Возлюбленный! Не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога».
Несоблюдением заповеди любви была нарушена и заповедь о единстве, о котором Господь наш Иисус Христос молился в Своей Первосвященнической молитве Отцу Небесному, «чтобы они были едино» (ин.17, 11); «да будет в Нас едино, да уверует мир» (ин. 17, 21); «да будут совершены воедино, и да познает мир» (ин. 17, 23). Профессор А.В. Карташев, последний обер-прокурор Святейшего Синода и Министр Исповеданий России, влиятельный член Собора 1917-1918 годов, говорил о разделениях среди христиан: «Они сами виноваты в своих разделениях и в услаждении этими разделениями. Не хватило любви христианской, и вот Церкви разделились. Саморазделение есть доказательство их погрешности по их человеческой природе. Разве это не грандиозное, соблазнительное преступление - разделение Церквей. «Разве разделился Христос?» (1 кор.1, 13).
В разделенных церквах, как чертополох на добром поле, стали появляться лжеучителя, начавшие своими измышлениями и самовольными толкованиями Священного Писания и Апостольского Предания искажать учение Христовой Церкви. Так возникли монтанисты, гостики, монархиане и савеллиане, ариане, несториане, монофизиты и другие течения, приведшие к непрекращающимся спорам, взаимным обвинениям, дискредитации друг друга среди языческих народов. В результате ожесточенных христологических споров и обвинений друг друга в ереси и вероотступничестве и разделений от Восточной (Византийской) Церкви отделились несториане, монофизиты и монофелиты (марониты) и образовали свои национальные Церкви. Несториане - Сиро-Персидскую (Сиро-Халейскую) церковь; монофизиты-Сиро-Яковитскую Церковь, Коптскую Церковь, Эфиопскую (Абиссинскую) Церковь и Армянскую Церковь; монофелиты - Маронитскую Церковь (в Ливане).
Византийские императоры и иерархия патриархатов Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима на протяжении нескольких столетий (VI-X вв.) предпринимали различные попытки и усилия и богословско-церковного характера (полемика, собеседования, переговоры и т.п.), и административно-государственного порядка (лишения кафедр, ссылки, принуждения и даже политический компромисс), чтобы возвратить отделившихся в лоно Православной Церкви. Но все усилия потерпели неудачу, ибо движущими их мотивами были нецерковные, небогословские факторы. Разделения и вызванная ими борьба и вражда имели самые трагические и плачевные последствия для исторических судеб Православия и самого христианства на Востоке. Они помогли тайным и явным врагам разрушить Христианскую империю, покорить и подчинить себе христиан, свести цветущее и господствующее ранее на всем Востоке христианство до преследуемого, еле терпимого и медленно исчезающего меньшинства.
Но самое роковое и болезненное разделение Церквей на Западную - Католическую (от греческого «кафоликос») - и Православную (по-гречески «ортодокс») произошло в 1054 году, когда римский кардинал Гумбер де Сильва Кандида положил на алтарь храма Святой Софии в Константинополе буллу с анафемой византийского Патриарха Михаила Керуллария. Основным поводом отлучения Константинопольского Патриарха и его приверженцев была позиция византийцев, отказавшихся признать власть Папы, которого Римская Церковь стала считать «преемником Апостола Петра», «Наместником Христа» над всей Вселенской Церковью. Разрыв общения и разделение между Восточной и Западной Церквами привели к тяжелым последствиям для обеих сторон. После разрыва с Восточной Православной Церковью папство в своем последующем развитии отошло от преданий, идеалов и заветов Древней Церкви.
Очередной раскол в христианском мире произошел, когда реформаторы во главе с Мартином Лютером, протестуя против коррупции и злоупотреблением папской власти в Римской курии, пошли на разрыв с Римом. Желая покончить со злоупотреблениями и пороками римской системы, реформаторы, к сожалению, порвали, по существу, и с Апостольским Преданием Древней Церкви, и с апостольским преемством иерархии и епископата, а значит, лишились канонически поставленного и рукоположенного священства, что дало возможность сомневаться в действительности таинств и благодати в таких новых общинах. Священное Писание реформаторы начали понимать и толковать своим разумением. Это открывало дверь все новым и новым толкованиям, новым пониманиям и новым учениям, а значит, и появлению все новых христианских разногласий и разделений, что и стало причиной распада и разделений западного христианства.
Итоги греха разделения оказались трагичными. Христиане как бы смирились и свыклись с уродливыми язвами разрыва и стали жить раздельно, изолированно друг от друга, в постоянных дискуссиях, непримиримой полемике и вражде. Это привело к упадку веры, отходу от Церкви, росту секуляризации в обществе, распространению неверия, широкому распространению других религий, мистических и оккультных движений и культов, фундаменталистских сект и разного рода парарегиональных новых течений и групп. В условиях такой тяжелой духовной обстановки на Западе и появилось экуменическое движение, которое у большинства верующих стало ассоциироваться с движением христианского покаяния, обновления, возрождения и призыва к совместным усилиям по восстановлению христианского единства во исполнение заповеди Господа о единстве всех христиан в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
 
Экуменическое движение
Прервем, однако, историко-теоретический экскурс и попытаемся наконец-то разобраться в том, что же скрывается за малопонятным и вроде бы безобидным термином «экуменизм». Какое историческое действо на самом деле свершается в мире под хоругвями с надписью «экуменическое движение»? Ответы на эти вопросы дадут ключ к разрешению многих проблем, происходящих в духовном мире, определят нам место в стремительно меняющемся мире, приблизят к пониманию, почему внутри Поместных Православных Церквей существуют различные точки зрения на экуменизм - от полного его одобрения до резкого неприятия?
Существительное «экуменизм» и прилагательное «экуменический» происходят от греческого слова «oikoumene» (ойкумена), что в понимании жителей древней Эллады означало «заселенная земля», или мир известный, в противоположность неисследованным пустыням, океанам, а также, может быть, неизвестным странам варваров. Например, в Новом Завете слово «ойкумена» использовалось для обозначения Римской империи. Термин «экуменический» давался как почетный титул епископам двух столиц - Рима, а позднее - «второго Рима» - Константинополя. Им же обозначались общецерковные сборы епископов Византийской империи, а также все то, что касалось всей церковной территории в целом. Поэтому с первых своих дней экуменической, или вселенской, называлась Православная Церковь, основанная Господом нашим Иисусом Христом, с целью распространения через нее по всему миру возвещенной Христом Богооткровенной истины и осуществления совершенного Им спасения: истина вселенская и должна быть вселенской, или экуменической!
Смешение и путаница в умах людей стали происходить тогда, когда «вселенским», или «экуменическим», стало называться протестантское движение, возникшее после состоявшейся в 1910 году в Эдинбурге Всемирной конференции по вопросам «Веры и церковного устройства». Однако такое внешнее сходство в терминах не есть доказательство внутреннего тождества. Как гласит латинская пословица: «Si dio dicunt idem, nonest idem», т.е. «Если двое говорят одно и то же, это не есть одно и то же». Так же и термин «экуменизм» носит истинный смысл, когда употребляется для характеристики Православной Церкви, и совсем другой, когда касается протестантского экуменического движения, направленного на сближение и соединение самых разных религиозных традиций.
 
Православный экуменизм
В основе отношений Православия к инославному миру лежит заповедь Господа нашего Иисуса Христа «Да будут едино, да уверует мир» (ин. 17, 21-23) и непоколебимая верность Единой Древней Церкви (если под христианской Церковью разуметь общество верующих в Господа Иисуса Христа, как своего Спасителя, то ее историю следует начинать именно с Иисуса Христа, как проповедника Евангелия и Искупителя, и первых Его последователей, как общества, воспринявшего от Мессии из Назарета исходной пункт своей жизни и развития). Православная Церковь всегда сознавала себя в непрерывной связи с верой, жизнью и наследием Древней Церкви и эпохи Семи Вселенских Соборов, являясь историческим, органическим и благодатным продолжением Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. При этом Православная Церковь не только верила в Единство Церкви, но и постоянно, ежедневно на всех своих службах молилась и продолжает молиться «о благосостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех».
Сознавая себя в непрерывной связи с верой, жизнью и Преданием Древней Церкви, наша Церковь считала и считает своим прямым и священным долгом свидетельствовать о неповрежденном Апостольском и Святоотеческом Предании всем разделенным христианам, чтобы помочь восстановить их единства в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, основателем, основанием, Главой, Телом, Епископом и вечным Первосвященником является Господь наш Иисус Христос. В духе православного понимания отношения к инославным и руководствуясь соображениями (по выражению протоиерея Георгия Флоровского) «православного экуменизма», Русская Православная Церковь все свои межхристианские сношения и богословские беседы с отдельными неправославными братьями всегда проводила в духе братской любви, оставаясь при этом стоять на основе верности и внутренней целостности Православного свидетельства о вере, жизни и Предании Древней Церкви.
В духе такого православного понимания отношения к западным христианам и руководствуясь такими соображениями «православного экуменизма» и православного свидетельства, РПЦ уже в XIX и начале XX веков вела очень сложные переговоры и сношения с англиканами (епископатами), старокатоликами и восточными дохалкидонтами о единстве и восстановлении общения. Результаты были очень обнадеживающими. Отец Георгий Флоровский написал даже специальное исследование о «православном экуменизме» нашей Церкви в XIX-XX веках. В нем он показал, что все внешние церковные и межцерковные сношения и переговоры нашей Церкви того времени были проявлением православного экуменизма и православного свидетельства.
Богословские и исторические основания, которыми руководствовалась РПЦ в своих экуменических отношениях и переговорах с инославными Церквами, засвидетельствованы в богатой литературе по этим вопросам, многочисленных заявлениях, материалах и документах того времени. В нашем случае целесообразно будет упомянуть авторитетное для всей Церкви учение святителя Филарета (по выражению профессора В.Н. Лосского, «великого Филарета»), в свое время митрополита Московского, а ныне причисленного РПЦ к сонму прославленных Святителей Московских и всея Руси. В вышедшей в свет его работе «Разговоры между испытующим и уверенным в православии Греко-Российской Церкви» он пишет, что разделение христианства вызвало образование существующих отдельно от Православной Церкви «разномыслящих от Нее Церквей», которые, однако, отнюдь не обязательно являются «ложными» Церквами, уже не имеющими никакого отношения к Телу Христову, каковым является Церковь Вселенская Православная. «Никакую Церковь, - писал он, - верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной. Христианская Церковь может быть только либо чисто истинной, исповедующей истинное и спасительное Божественное учение, без примешения ложных и вредных мнений человеческих, либо не чисто истинной, примешивающей к истинному и спасительному веры Христовой учению ложные и вредные мнения человеческие».
Чисто истинную Церковь святитель Филарет видит в Восточной половине христианства. Что же касается Западной половины христианства, то в рассуждении о ней он проявляет определенную веротерпимость, кротость и мудрую осторожность. «Вера и любовь, - говорит он, - возбуждает меня к ревности по Святой Восточной Церкви; любовь, смирение и надежда научают терпимости к разномыслию».
О том, как в дореволюционные годы РПЦ проводила экуменическую деятельность, защищая при этом чистоту православия, свидетельствует «Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии» от 25 февраля 1903 года. Думается, что все, сказанное в нем, и сегодня не потеряло своей актуальности. «Что касается наших отношений к двум великим разветвлениям христианства - латинянам и протестантам, - то Российская Церковь вместе со всеми Автокефальными Православными Церквами всегда молится, ждет и пламенно желает, чтобы эти некогда чада Матери - Церкви и овцы единого стада Христова, а теперь завистью вражды отторгнутые и заблудшие, «покаялись и пришли в познание истины», чтобы они снова возвратились в лоно Святой Соборной и Апостольской Церкви, к своему Единому Пастырю…
Но, к великому нашему сожалению и общей скорби всех истинных церковных чад, в настоящее время приходится думать не столько о смягчении наших отношений к западным христианам… сколько - о неустанной и бдительной защите вверенных нам словесных овец от непрестающих нападений и многообразных соблазнов со стороны латинян и протестантов. Нашим возлюбленным и высокочтимым отцам и братиям известны вековые вожделения Рима, послужившие в свое время причиной и отпадения его, известны в истории различные ухищрения его, и явные и тайные, направленные к тому, чтобы подчинить себе православный Восток; известны и ныне существующие и дорогостоящие школы, миссионерские общества, особые монашеские ордена и прочие и прочие учреждения, число которых не перестает возрастать и единственная цель которых - уловить, если возможно, чад Православной Церкви.
В частности, на Российскую Церковь давно уже направлены взоры латинства. Не имея возможности соблазнить наш простой и благочестивый и преданный Церкви народ, они обращаются к членам высшего аристократического общества, привыкшего жить за границей и уже много поколений находящегося в постоянном общении с Западом, и путем тайной пропаганды. Путем литературы, печати и т.п. стараются их поколебать в вере отцов и утвердить среди них католичество. Обращение России и русского народа составляет заветную мечту и нескрываемую цель стремлений современного папства. Поэтому, как бы ни были миролюбивы речи латинян, как бы старательно ни высказывали и не подчеркивали всячески они свою особенную любовь и уважение к Православной Церкви, в частности к русскому народу и государству, эти речи не должны и не могут закрыть от нашего внимания действительность поползновений Рима, и мы по необходимости только еще больше усиливаем нашу бдительность и нашу решимость непоколебимо стоять на незыблемой почве Православия и не увлекаться никакими видами ложно понятого мира, несмотря на все стремление наше к единению веры, заповеданному всем христианам Самим Христом, Спасителем нашим».
Священное действо нашего православного экуменизма закончилось с началом первой мировой войны и революцией 1917 года, после которой Русская Православная Церковь была насильно изолирована от всего христианского мира. Но к тому времени на Западе уже возникло и действовало новое, названное «экуменическим», движение, появление которого связывалось с пробуждением «воли к единству» в разделенном христианском сообществе. Практически с самого начала возникновения этого экуменического движения у его инициаторов было стремление к созданию единого органа, который впоследствии оформился во «Всемирный Совет Церквей».
 
Братство религий?
Экуменическое движение, зародившееся в недрах западного протестантского христианства в конце XIX века, есть явление, с которым Церковь ранее никогда не сталкивалась. В XX веке оно охватило широкие круги христианской общественности. По словам Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, для Православной Церкви экуменизм представляет вызов, так как ставит вопросы, на которые еще нет однозначного ответа со стороны церковной Полноты. Многие из этих вопросов Православной Церкви еще предстоит решить. Пока же внутри Поместных Православных Церквей существуют различные точки зрения на экуменизм - от полного его одобрения до резкого неприятия.
Словосочетание «вызов экуменизма» произнесено владыкой Кириллом не для красного словца. Экуменизм действительно бросает вызов Православной Церкви, издревле боровшейся за чистоту Христовой Веры. Примером такого вызова является, в частности, экуменическое мероприятие, состоявшееся 24 января 2002 года в итальянском городке Ассизи, куда по приглашению Римского Папы Иоанна Павла II съехались видные представители мировых религий, конфессий, религиозных сообществ.
«Cathoic News Service» от 24.01.2002 года писала, что «буддистские молитвы и христианские гимны звучали в огромном шатре, декорированном оливковыми ветками. Представители христианства, иудаизма, ислама, индуизма, сикхизма, зароастризма, конфуцианства, последователи тернике и представители африканских религий, включая «вуду», объединили свои молитвы, чтобы одним голосом умолить почитаемые ими божества даровать мир миру.
Одному из первых слово было предоставлено патриарху Константинопольскому Варфоломею. Затем выступил жрец «вуду» из Бенина Амад Газзето, а после к собравшимся обратился папа Иоанн Павел II, призвавший всех к молитве о мире.
Эта молитва совершалась участниками собрания в нескольких залах огромного монастырского комплекса Св. Франциска. Все представители христианских вероисповеданий молились вместе в нижней базилике Св. Франциска, где был прочитан отрывок из Евангелия, затем специальные молитвы, написанные для этой встречи, а также молитва «Отче наш». Последователям других религий были выделены отдельные монастырские помещения, из которых предварительно были изъяты все Распятия и другая христианская символика.
Зароастрийцы молились на монастырском дворе, для более удобного почитания своего божества - ритуального огня.
Иудеи потребовали себе помещение, заранее не освящавшееся христианскими священнослужителями, каково и было им предоставлено.
В конце этого мероприятия под звуки сложенной Францисском Ассизским «Песни творения» папа Иоанн Павел II, а вслед за ним и другие участники встречи, поставили горящий светильник на специальное возвышение в центре помоста. После этого собравшиеся обменялись «Приветствиями мира», и на том моление «о мире во всем мире» завершилось.
Прошедшее мероприятие показало, что современный экуменизм, которым его возникновение обозначалось христианское движение, направленное на единство и обновление Церкви, на то, чтобы она заняла подобающее ей место в той примиряющей и обновляющей миссии, которую Бог осуществляет во всем творении, используется сегодня для того, чтобы раскрыть и подвергнуть христианский мир для влияния других религий, восточных культов и оккультизма. И не случайно, как говорит видный российский богослов профессор Свято-Тихоновского Православного Богословного Института диакон Андрей Кураев, в газетно-массовом сознании слово «экуменизм» уже давно стало употребляться взамен скомпрометированного слова синкретизм (в философии - разновидность эклектизма; сочетание разнородных, противоречивых, несовместимых воззрений) и по своему значению приблизилось к теософским лозунгам типа «братство религий» или «соединение религий».

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.