Собирая данные о прохождении службы Льва Столярова, я посетил начальника музея легендарного крейсера «Аврора», бывшего подводника контр-адмирала в отставке Льва Давыдовича Чернавина. Встреча состоялась непосредственно в его кабинете, то бишь в каюте крейсера, уставленной многочисленными экспонатами, макетами кораблей, подводных лодок. Обратил внимание на высокого качества портрет президента России Владимира Путина в военно-морской форме. На портрете обнаружил какое-то неуловимое сходство с Главнокомандующим ВМФ В.И. Куроедовым. В беседе со мной Лев Давыдович сказал, что в Питере живет один из участников совместной подводной «кругосветки», Герой Советского Союза Иван Федорович Морозов, и сообщил мне номер его телефона. Несколько дней спустя наша встреча с инженер-капитаном 1 ранга в отставке Иваном Морозовым состоялась в Институте профессионально-технического образования РАО (Российской академии образования), где я работаю заведующим одной из лабораторий. Передо мной сидит моложавый, спортивного вида мужчина, открытый, приветливый взгляд, вместе с тем просматриваются мужественные, волевые черты его характера. Разговорились, оказалось, что мы одногодки, 1930 г. рождения. Иван Федорович поведал: на борту К-133 он находился все время подводной «кругосветки», знает Льва Столярова довольно хорошо. Это был для него самый близкий, преданный друг и товарищ. Беседа затянулась надолго, я уточнил многие детали подводной одиссеи героев, внес соответствующую корректуру в рукопись статьи, которую и передаю на суд читателей.
Путь на флот парня из Калуги Левы Столярова, так же, как и его друзей-однокашников из ТОВВМУ-53 Саши Устьянцева, Васи Парамонова, Леши Сапрыкина и других, был типичен для его времени. Лев Столяров родился 2 января 1930 г. в селе Гремящий Ключ Калужской области. Быстро промелькнули детские годы. Война. Трудности военного лихолетья. Почти все взрослые мужчины на фронте. А фронту все в более возрастающих размерах требуется поставка отремонтированного подвижного железнодорожного состава (паровозов, железнодорожных цистерн, «теплушек» и т.п.). К станкам Калужского вагоностроительного завода приходят подростки. Среди них 14-летний Лева Столяров (1944 г.). Недолгие месяцы ученичества, и вот смышленый подросток, 15-летний Лев Столяров, освоивший специальность слесаря-ремонтника, наравне с взрослыми рабочими выполняет наиболее ответственные работы по восстановлению и ремонту подвижного состава железной дороги. Одновременно с этим - учеба в школе рабочей молодежи. И вот аттестат об окончании средней школы рабочей молодежи! Куда пойти учиться? Романтика морских дорог влечет его к берегам Тихого океана. С направлением от военкомата Лев Столяров переступает порог Тихоокеанского Высшего военно-морского училища. 1949-1953 гг. - учеба в ТОВВМУ на артиллерийском факультете. Октябрь 1953 - апрель 1954 - курсы офицерского состава подводного плавания при 51 УОПП Тихоокеанского флота. Наш комментарий. Все мы, его друзья и товарищи по учебе в училище и на курсах подплава, отмечали его природный дар - умение располагать людей к себе. В общении с ним любому собеседнику было легко и просто. Общительность, отзывчивость, легкая приспособляемость к различным обстоятельствам службы и быта, выдержанность - такую характеристику давали ему и его командиры-наставники (командир роты, начальник факультета). Эта удивительная способность ладить с людьми, устанавливать с ними контакты, дружеские взаимоотношения, в определенной степени влиять на их поведение сослужили ему в дальнейшем хорошую службу. Известно, что многие подводные лодки периода Великой Отечественной войны и некоторое время спустя (вплоть до 1954-1955 гг.) имели на вооружении, кроме минно-торпедного оружия, и артиллерийское вооружение. Отлично знающий это вооружение Лев Столяров после окончания курсов подплава назначается командиром минно-торпедной группы БЧ-2-3 ПЛ С-163 Балтийского флота. Всего за полгода Столяров сдает зачеты на самостоятельное управление артиллерийской и минно-торпедной боевой частью. Этому способствуют его исключительно большая работоспособность, высокое чувство ответственности и похвальное стремление занять достойное место в иерархии военно-морской службы молодого офицера, место, соответствующее его способностям и призванию истинного моряка-подводника. С декабря 1955 г. по январь 1957 г. Столяров становится командиром БЧ-2-3, а в феврале 1957 г. назначается помощником командира этой же лодки. Дальнейшее прохождение службы Льва Столярова характерно для людей устремленных, влюбленных в дело, которому они служат. Старший помощник командира средней дизельной ПЛ, Высшие ордена Ленина специальные офицерские классы (декабрь 1958 - июль 1959 гг.), помощник командира БСРК Беломорской ВМБ (г. Молотовск, ныне - г. Северодвинск Архангельской области, август 1959 - март 1962 г.), помощник командира АПЛ К-21 (командир капитан 2 ранга В.Н. Чернавин, будущий ГК ВМФ) (1962 г.), старпом командира АПЛ К-14 СФ (1963 г.), командир АПЛ К-5 (1964-1965). 8 сентября 1965 г. Лев Столяров назначается командиром атомной ПЛ К-133 СФ, на которой он совершает свою легендарную подводную совместную «кругосветку» (см. справку об этой подводное одиссее в конце статьи). Выйдя 2 февраля 1966 г. из бухты Западная Лица Мотовского залива и, двигаясь на запад в подводном положении, К-133 вместе с атомной ПЛ К-116 пр. 675 (командир капитан 2 ранга Вячеслав Виноградов), пришла на Камчатку с Востока, всплыла в надводное положение и ошвартовалась к пирсу б. Крашенинникова. Оба командира и еще четыре моряка-подводника были удостоены за этот выдающийся подвиг звания Героя Советского Союза. ПЛ К-133 была передана в состав Камчатской военной флотилии КТОФ, на ней был поднят гвардейский флаг Военно-Морского Флота. С августа 1967 г. по июнь 1970 г. Лев Столяров - слушатель Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова, с июля 1970 по февраль 1971 г. - заместитель командира дивизии атомных подводных лодок Камчатской военной флотилии КТОФ. В марте 1971 г. Столяров становится начальником отдела заочного обучения Военно-морской академии, а с января 1979 г. назначается начальником Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, которым руководит на протяжении 11 лет. В мае 1980 г. Столярову присваивается воинское звание контр-адмирал. В феврале 1990 г. он увольняется из рядов ВМФ по возрасту. Наш комментарий. Все, кто служил или работал в Нахимовском училище под командованием Льва Столярова (1979-1990 гг.), отзываются о нем с большой теплотой и глубоким уважением. Душевная щедрость, умение располагать к себе, внимательное и уважительное отношение к нуждам и запросам подчиненных, особенно к нуждам своих воспитанников, снискали Льву Николаевичу славу человека требовательного, но доброго, взыскательного, но заботливого. Свидетельствует капитан 2 ранга запаса, в настоящее время преподаватель физики Нахимовского училища Юрий Константинович Иванов. Двери в приемной начальника училища контр-адмирала Льва Николаевича Столярова всегда были открытыми. Любой офицер, преподаватель или даже курсант-нахимовец мог прийти к нему, высказать свои наболевшие вопросы, «излить», если надо, душу. Был ли он добрым? Я бы не стал ставить так вопрос. Он был строг и требователен! Но одновременно чрезвычайно заботлив и внимателен, особенно к своим воспитанникам. Рассказывает преподаватель химии и биологии Маргарита Михайловна Волкова, не один десяток лет обучающая юных нахимовцев основам химических и биологических знаний. О Льве Николаевиче Столярове можно сказать, что это был уникальный человек - требовательный и одновременно внимательный к нуждам, взыскательным и одновременно добрым. Именно эти положительные качества личности его характера во многом предопределили успех воспитательной работы с курсантами. Нахимовцы не просто его любили, они обожали его. Между собой называли «наш Дед». Не просто «Дед», а именно - «наш Дед», подчеркивая тем самым преемственные связи между собой и старшими поколениями. Впрочем, так оно и было. Ведь, в его душе все нахимовцы - это его внуки. Лев Николаевич часто посещал уроки. Во время уроков никаких замечаний преподавателям не делал. Если нужно было, наедине советовал, как лучше осветить тот или иной вопрос, какие наглядные пособия следует применить или обновить. «Кстати, - говорит Маргарита Михайловна, - посмотрите на стенд в углу кабинета. Большой морской краб и экзотическая шар-рыба были привезены Львом Николаевичем из дальних морских экспедиций и подарены им нашему кабинету. Эти экспонаты мы бережно храним и используем на уроках биологии как свидетельство о многообразии животного мира океанских глубин». Из воспоминаний адмирала флота Владимира Николаевича Чернавина, в бытность его командиром атомной ПЛ, а впоследствии - Главнокомандующего Военно-Морским Флотом. «Зайдешь в каюту вечером: сидит капитан-лейтенант Столяров, трет ладонью колено, а напротив матрос - душу изливает. Умел Лев Николаевич располагать к себе людей». Спустя много лет уже при посещении Чернавиным Нахимовского училища картина примерно такая же: «Захожу в кабинет, вижу: трет Лев Николаевич ладонью колено, а напротив - нахимовец рассказывает, почему не хочет ехать на каникулы к бабушке. «Наконец-то, - говорю ему, - поставили Вас на дело, для которого Вы рождены!» («Красная звезда», 5 апреля 1980 г.). А вот признания самого Льва Николаевича: «Иметь дело с юношами-нахимовцами, пожалуй, сложнее, чем с теми, кем я командовал на флоте. Ведь во время учебы в Нахимовском училище определяется судьба каждого юноши. Сбудутся ли его мечты? Когда у нахимовца сформируется убеждение в правильности выбранной цели, никакие жизненные коллизии и испытания не свернут его с избранного пути». Таким был этот замечательный человек - Лев Николаевич Столяров, Герой Советского Союза, награжденный за заслуги перед Родиной орденом Ленина, Золотой Звездой Героя, орденом Красной Звезды и многими медалями. Примечательно, что в Нахимовском военно-морском училище в настоящее время на втором курсе учится Антон Ивлев - внук нашего общего друга-однокашника по ТОВВМУ-53 контр-адмирала Аркадия Ивлева (к сожалению, уже ушедшего из жизни). Значит, есть преемственность поколений, о котором говорил Лев Николаевич! В беседе со мной новый начальник Нахимовского училища Александр Николаевич Букин сказал: «О Льве Николаевиче Столярове я слышал только хорошее. О его нравственных качествах, любви к своему делу, к своим питомцам свидетельствует такой факт. Когда он почувствовал, что скоро уйдет из жизни, он просил не хоронить его ни на каком, пусть даже престижном, кладбище. Просил похоронить в летнем лагере нахимовцев. Его просьба была удовлетворена. Герой Советского Союза Лев Николаевич Столяров умер 28 февраля 1992 г. Похоронен у озера «Нахимовское» близ ст. Каннель-Ярви Октябрьской железной дороги». На память о моих посещениях Нахимовского училища в период работы над данной статьей Александр Николаевич подарил мне фильм «Ты слышишь, море...» Это для меня действительно память об училище, о замечательных педагогах-воспитателях, о нахимовцах, о нашем незабвенном друге Льве Столярове, посвятившем жизнь свою Военно-Морскому Флоту, служению Отечеству и воспитанию своих питомцев. КРАТКАЯ СПРАВКА о первой в мировой практике совместной подводной «кругосветке» 2 февраля 1966 г. из губы Западная Лица Мотовского залива Баренцева моря вышла тактическая группа в составе ракетной (с крылатыми ракетами) ПЛ К-116 пр. 675 (капитан 2 ранга В. Виноградов) и торпедная атомная ПЛ К-133 пр. 627А (капитан 2 ранга Л. Столяров). Подводные лодки погрузились и начали движение на запад, с тем чтобы, обогнув Южную Америку через пролив Дрейка и преодолев два океана (Атлантический и Тихий), прийти с Востока на Камчатку. Походный штаб группы располагался на К-116. В него вошли опытные подводники: командир отряда, командующий флотилией А.И. Сорокин, начальник штаба В.В. Владимиров, флагманский штурман Д.Э. Эрдман, флагманский инженер-механик B.C. Веселов, флагманский связист Е.Г. Батюшков, а также представитель Генерального штаба Вооруженных Сил СССР В. А. Каневский, представитель Главного Политуправления СА и ВМФ И.В. Громов. На борту К-133 находились второй (дублирующий) командир перехода капитан 1 ранга Евгений Гринчик, заместитель начальника электромеханической службы 3 Дивизии АПЛ СФ Иван Морозов, старший инспектор Политуправления ВМФ В.Н. Харитонов, представители от науки и промышленности. По утвержденному маршруту кругосветного подводного плавания подводные лодки должны были пройти через Атлантику, обогнув Южную Америку через пролив Дрейка, и выйти в Тихий океан. Ледовая обстановка южнее Фолклендских островов и на подходах к проливу Дрейка в любое время года считается сложной и мало предсказуемой, что обусловлено постоянным дрейфом многочисленных айсбергов. Непрекращающееся торошение айсбергов создают шумовой фон, препятствующий выделению полезного сигнала при работе гидроакустического комплекса. Подныривать под айсберги подводным лодкам не представляется возможным, так как глубины подводных частей отдельных айсбергов могут доходить до 800-1000 м. Для обеспечения форсирования опасного в ледовом отношении района Южной Атлантики были направлены два судна: экспедиционное океанографическое судно (ЭОС) «Гавриил Сарычев» и танкер «Дунай». На ЭОС находился второй экипаж ПЛ пр. 627А, моряки которого прошли дополнительную подготовку и изучили особенности обслуживания систем, устройств и механизмов ПЛ пр. 675. Походный штаб надводных судов обеспечения возглавлял капитан 1 ранга Владимир Чернавин, будущий адмирал флота. Главнокомандующий ВМФ, Герой Советского Союза. Атомоходы шли по заранее согласованной диспозиции (по дистанции и глубине движения), периодически принимали радиосообщения, подвсплывая на перископную глубину. За весь переход плавания передачи радиосообщений с указанием текущих координат и состоянием дела осуществлялись только 9 раз сверхбыстродействующими сигналами, которые запеленговать практически не представляется возможным. Это было вполне оправданно. Подготовка к походу и само подводное плавание осуществлялось в строжайшей секретности в целях обеспечения наибольшей безопасности плавания наших атомных субмарин. Если бы американцы узнали о маршруте наших ПЛ, они предприняли бы все возможное, вплоть до провокаций, чтобы воспрепятствовать подводной одиссее советских атомоходов. Возможности же получить помощь извне в случае крайней необходимости для наших подводных лодок были весьма проблематичны (отсутствие баз, соответствующего обеспечения и т.п.). Встреча подводных лодок с судами обеспечения прошла в Южной Атлантике в заранее обусловленном месте. Связь между ПЛ и судами осуществлялась на УКВ-диапазоне и УЗПС (ультразвуковой подводной связи). При проходе района с интенсивным движением айсбергов атомоход К-116 следовал за ЭОС «Гавриил Сарычев», а К-133 - за танкером «Дунай». Пролив Дрейка подводные лодки форсировали на глубине 70 м. По свидетельству участников подводной одиссеи, на траверзе мыса Горн даже на глубине 70 м продолжительное время свирепствовал шторм, вызванный столкновением течений двух океанов. Посылка двух судов обеспечения в район Южной Атлантики была вполне оправдана. Прогнозирование ледовой обстановки в этом районе фактически не ведется. Опрос китобойных флотилий о местоположении айсбергов картину не прояснил. Более четкую картину на этот период (февраль месяц) дало изучение флагманским штурманом отряда Дмитрием Эрдманом вахтенных журналов и дневников ... адмирала Ивана Крузенштерна, который 160 лет тому назад прошел примерно таким же маршрутом на паруснике «Надежда». 9 марта 1966 г. отряд вышел в южную часть Тихого океана. Очередное рандеву сил обеспечения и атомоходов было назначено на подходе к острову Пасхи. Остров Пасхи - это вершина огромной подводной горы высотой более 6000 м. По плану подводной одиссеи Главнокомандующим ВМФ С.Г. Горшковым рекомендовалось подойти к острову Пасхи и, по возможности, сфотографировать его очертания через перископ, а также исследовать гидрологию океанских вод в этом районе. Однако полностью выполнить это задание не удалось. Свидетельствуют командир К-116 В. Т. Виноградов и командир БЧ-5 С.П. Самсонов: «Когда мы наплывали на эту гору, а под килем глубина уменьшилась до 1800 м, ПЛ вдруг начала быстро погружаться с дифферентом на корму, перейдя допустимую глубину погружения. Срочно была включена система аварийного продувания главного балласта и дан полный ход на всплытие. Опасное проваливание с большим трудом удалось остановить. Вероятнее всего атомоход попал в зону вод с аномальной плотностью, что могло повлечь непредсказуемые последствия для подводного плавания вплоть до гибели подводной лодки. Моряки с благодарностью осознали, что Северодвинский судостроительный завод высококачественно и надежно построил прочный корпус ПЛ, выдержавший запредельную глубину погружения. Было принято решение не искушать дальше судьбу и отойти от этой горы и острова. Комментарий. Кроме прочности прочного корпуса, положение спасло высокая бдительность, выдержка, отличное знание техники и оружия моряками-подводниками, их беспредельное мужество и отвага. Ведь от катастрофических последствий для атомохода и всего экипажа в этой экстремальной ситуации решали считанные секунды. Действительно, здесь промедление смерти подобно. Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о сложности подводного плавания, когда морякам-подводникам в экстремальных условиях приходилось принимать неожиданные, нестандартные решения. На подводной лодке нет второстепенных механизмов и систем. Нет и лишних членов экипажа. Это тот случай, когда можно сказать: на корабле есть все (в разумных пределах) и ничего лишнего. Вооружение, торпедное и ракетное оружие, атомная энергетическая установка, навигационные и гидролокационные комплексы, средства связи, многочисленные механизмы, приборы, агрегаты, установки и оборудование прошли испытания на надежность и постоянную готовность к использованию как в повседневных, так и в экстремальных условиях подводного плавания. Примером другой нештатной ситуации может служить хотя бы выход из строя системы ДУК (устройство для удаления из ПЛ пластиковых контейнеров с бытовыми отходами) на К-116. Эта система может быть отремонтирована только после постановки ПЛ в док. Для наших «магелланов» это было исключено. Было принято решение выстреливать контейнеры из... торпедных аппаратов. Торпедисты получили незапланированную практику, выполнив около двухсот залпов контейнерами из торпедных аппаратов. В процессе кругосветной экспедиции атомоходы и суда обеспечения решали практические и научно-экспериментальные задачи по изучению Мирового океана, по испытанию надежности и эффективности использования оружия и технических средств в различных климатических условиях и температурных режимах. Неспроста в подводной одиссее участвовали представители от науки и промышленности. В частности, на К-133 - заместитель главного конструктора ПЛА пр. 627А Александр Угрюмов, ученый-физик из Института ядерной физики Ростислав Егоров, специалист по испарительным установкам Кульбицкий и другие. Подводная «кругосветка» К-116 и К-133 позволила заявить о приоритете первого в отечественной и мировой практике совместного (группового) плавания под водой. Преодолев почти 25 тысяч миль, атомоходы совершили тем самым, если не с географической точки зрения, то по сути - кругосветное плавание - 26 марта 1966 г. атомоходы К-116 и К-133 всплыли в надводное положение у берегов Камчатки, вошли в бухту Крашенинникова и ошвартовались у его пирса. 23 марта 1966 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение задания командования и проявленное мужество, смелость и мастерство шестерым участникам похода - контр-адмиралу Анатолию Сорокину, капитанам 2 ранга Вячеславу Виноградову, Льву Столярову, инженер-капитану 2 ранга Ивану Морозову (заместителю начальника электромеханической службы), инженер-капитану 3 ранга Станиславу Самсонову (командиру БЧ-5 К-116), капитану 2 ранга Николаю Усенко (заместителю командира К-133 по политчасти) - было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды. Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Родион Малиновский с трибуны XXIII съезда КПСС 29 марта 1966 г. доложил об огромных возможностях Советского Военно-Морского Флота, о высоком мастерстве, мужестве и профессиональных качествах советских моряков. Многие отличившиеся участники похода были удостоены орденов и наград. Атомным подводным лодкам К-116 и К-133 впервые в истории отечественного флота в мирное время было присвоено звание гвардейских с передачей им гвардейских флагов североморской ПЛ Щ-422 и балтийской ПЛ Щ-203, заслуживших это почетное звание в годы Великой Отечественной войны. После выхода ПЛ К-116 из боевого состава ВМФ гвардейское звание как эстафета было передано атомному подводному ракетному крейсеру «Воронеж», 30 декабря 1989 г. на нем впервые был поднят гвардейский Военно-морской флаг. |